События


••• 16.05.21 - ПМГРЭ подвела итоги полевых работ в составе 58 РАЭ.
Геолого-геофизические исследования в Антарктиде выполнялись Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием "Полярная морская геологоразведочная экспедиция" (ПМГРЭ) в составе 58 РАЭ. Традиционно полевые работы проводились по двум основным направлениям: морские комплексные геолого-геофизические исследования и континентальные работы.
Морские комплексные геофизические исследования осуществлялись в море Лазарева с борта НИС "Академик Александр Карпинский" в период с 2 февраля по 13 марта 2013 года.
Континентальные работы в Антарктиде проводились по следующим направлениям: специализированные геологические работы на Земле Принцессы Елизаветы на массиве Клеменс, комплексные аэрогеофизические работы в восточной части Земли Принцессы Елизаветы, сейсмические исследования в районе озера Восток (Центральная Антарктида), радиолокационное профилирование в Центральной Антарктиде.
Все запланированные виды континентальных работ и морских исследований выполнены в полном объеме, сообщает сайт агентства Роснедра. Подробнее здесь.
Источник: Роснедра

••• 09.05.21 - НЭС "Академик Федоров" возвращается в Санкт-Петербург.
10 мая научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического НИИ Росгидромета "Академик Федоров" возвращается в Санкт-Петербургский порт после завершения рейса по программе 58-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). На борту судна находятся 55 участников 57-й и 58-й РАЭ. В основном это специалисты станций Прогресс и Новолазаревская. Об этом сообщает пресс-служба ААНИИ.
Рейс судна начался 1 ноября 2012 г. и продолжался 190 суток. За это время судно дважды посетило германский порт Бремерхафен и три раза южно-африканский порт Кейптаун. Дистанция плавания судна составила 30691 морскую милю, из них 7600 морских миль - в айсберговых и ледовитых водах Антарктики. В задачи рейса входило выполнение материально-технического снабжения российских антарктических станций Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская и смена их личного состава, организация летних сезонных научных исследований на российских антарктических станциях и сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4, а также проведение попутных морских исследований акватории Южного океана.
Выполнение всех рейсовых заданий было проведено с высоким качеством и без нарушения продолжительности плановых работ.
Окончательные результаты научных исследований будут получены в различных научно-исследовательских институтах России, что позволит завершить работы Третьего этапа подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" Федеральной целевой программы "Мировой океан", которая заканчивается в декабре 2013 г. Подробнее здесь.
Источник: ААНИИ

••• 02.11.12 В рейс по программе 58-й РАЭ вышел "Академик Федоров".
1 ноября из Санкт-Петербурга в рейс по программе 58-й РАЭ вышло научно-экспедиционное судно (НЭС) "Академик Федоров" ААНИИ Росгидромета. На борту судна находятся разнообразнейшие грузы материально-технического снабжения российских антарктических станций и сезонных полевых баз, а также 79 участников экспедиции. В начале декабря, когда судно зайдет в Кейптаун, к ним присоединяться еще около 70 отечественных и зарубежных специалистов, которые прибудут в этот порт рейсовыми самолетами. Из Кейптауна НЭС "Академик Федоров" направится в Антарктику. Возвращение НЭС "Академик Федоров" в Санкт-Петербург запланировано на 14 мая 2013 г.
В работах 58-й РАЭ будут принимать участие 110 человек зимовочного и 120 человек сезонного состава. Кроме них в персонал экспедиции включены члены экипажей НЭС "Академик Федоров", НЭС "Академик Трешников" и НИС "Академик Александр Карпинский" (ПМГРЭ), а также члены экипажей самолетов и вертолетов, выполняющих авиационное обеспечение деятельности 58-й РАЭ.
Научные исследования 58-й РАЭ проводятся по проектам третьего этапа подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" ФЦП "Мировой океан", ряда ведомственных целевых программ и проектов Российского фонда фундаментальных исследований. К наиболее значимым проектам исследований по программе 58-й РАЭ относятся: отбор проб "свежезамороженной" воды из подледникового озера Восток, поднявшейся вверх по стволу ледяной скважины на станции Восток, выполнение комплексного мониторинга природной среды Антарктики и проведение натурных испытаний характеристик ледового плавания нового НЭС "Академик Трешников". Выход НЭС "Академик Трешников" в Антарктику планируется 21 декабря 2012 г.
Одним из важнейших этапов работ 58-й РАЭ станет деятельность Государственной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс, строительство которой будет завершено 31 декабря 2012 г. Подробнее здесь...
Источник: ААНИИ

••• 01.11.12 "Арктика-2012": Мы сделаем все, чтобы подтвердить приоритет России в регионе, где ожидаются крупные нефтегазовые открытия.
Об этом 31 октября заявил на пресс-конференции в Санкт-Петербурге генеральный директор ОАО "Севморгео", кандидат технических наук Михаил Шкатов - один из организаторов и участников высокоширотной экспедиции "Арктика-2012".
Экспедиция началась в августе и завершилась 11 октября, ее задачей было собрать необходимые материалы по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане. В результате экспедиции получены данные, которые позволяют исключить предъявленные ранее России Комиссией ООН по континентальному шельфу замечания и подготовить в 2013 году обновленную заявку от России на эти территории.
Специалисты ОАО "Севморгео" при содействии ряда научно-исследовательских организаций Роснедра РФ и Минобороны России на специально переоборудованных дизель-электрических ледоколах "Капитан Драницын" и "Диксон", а также при поддержке специально оборудованного глубоководного аппарата и подводной лодки выполнили уникальный комплекс исследований. Исследования велись в районе поднятия Менделеева и в других областях Центрально-Арктических поднятий в условиях сложной ледовой обстановки. В таких высоких широтах глубинно-сейсмическое зондирование проводилось впервые в России и в мире. Ученые изучали глубинное строение земной коры от поднятия Менделеева до Чукотского плато, континентальная природа которого уже доказана. Строение поднятия Менделеева также доказывает его континентальную природу.
Как рассказал начальник экспедиции "Арктика-2012", заместитель генерального директора по геоэкологии ОАО "Севморгео" Олег Корнеев, исключительный интерес представляют выполненные в экспедиции геологические исследования. На борт "Капитана Драницына" было поднято около 22 тыс. образцов донно-каменного материала, примерно 4 тыс образцов были классифицированы на борту, остальные еще предстоит исследовать "Большинство исследованного материала - это местные породы", - отметил ученый. Были найдены два окаменелых трилобита и панцирь древней рыбы, возраст которых превышает возраст Северного Ледовитого океана.
"Мы надеемся, что собранного материала достаточно, - говорит Шкатов. - Исследования собранного материала будут продолжаться, также будет построена геологическая модель региона".
Согласно международно-правовым нормам, определенным Конвенцией ООН 1982 года, за арктическими государствами закреплена лишь 200-мильная зона континентального шельфа. Любые приращения территории к этой зоне требуют доказательств. Чтобы обосновать Комиссии ООН претензии России на хребты Ломоносова и Менделеева, нужны крайне веские доказательства - необходимо взять образцы с глубин от 1 до 2 километров, то есть вести бурение. Если удастся доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континентального шельфа, Россия будет иметь суверенное право разведки и разработки природных ресурсов на этой территории.
Источник: ИА REGNUM

••• 12.10.12 10 октября на Санкт-Петербургском судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" в торжественной обстановке на новом отечественном научно-экспедиционном судне (НЭС) "Академик Трёшников" был поднят государственный флаг Российской Федерации. Это судно было построено по заказу Росгидромета для обеспечения работ Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Судно названо по имени выдающегося отечественного полярного исследователя академика Академии наук СССР Алексея Федоровича Трёшникова, который долгие годы возглавлял коллектив Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета.
Решение о строительстве судна было принято Правительством Российской Федерации 27 января 2009 года. НЭС "Академик Трёшников" стало первым российским научным судном, построенным на отечественной судоверфи в современный период нашего государства, и является одним из главных элементов реализации Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной Правительством Российской Федерации 30 октября 2010 года. Судну предстоит осуществлять исследования в тихоокеанском секторе Антарктики с обеспечением работ на российской антарктической станции Беллинсгаузен и сезонных полевых базах Русская, Ленинградская и Оазис Бангера.
НЭС "Академик Трёшников" оснащено самым современным научным оборудованием, позволяющим выполнять комплексные исследования всех природных сред Мирового океана от ионосферы до литосферы морского дна. К наиболее интересным приборным средствам относятся: гидроакустический комплекс, состоящий из многолучевого эхолота, позволяющего получать трехмерное изображение морского дна, и профилографа донных отложений, который определяет структуру донных осадков до толщины 300 метров. Судно оборудовано уникальным ледоисследовательским комплексом, позволяющим определять не только характеристики морского льда по маршруту движения судна, но и физико-механические нагрузки этих льдов на корпус судна. Это дает возможность не только получать разнообразнейшие сведения о ледовых условиях плавания в Южном океане, но и способствовать решению проектных задач при подготовке строительства новых судов ледового класса и морских инженерных сооружений, испытывающих ледовые нагрузки.
Всего на судне имеется 11 стационарных лабораторий с современными измерительными комплексами. Кроме того, НЭС "Академик Трёшников" оснащено четырьмя модульными лабораториями контейнерного типа, к которым подведены все необходимые инженерные коммуникации судна (пресная и забортная вода, электропитание, канализация, телефонная и компьютерная связь). Таким образом, данные лаборатории имеют возможность в береговых условиях быть полностью укомплектованы специфическим научным оборудованием, которое в настоящее время отсутствует на судне. Это заметно расширяет возможности проведения научных исследований и создает необходимые предпосылки для обеспечения научно-технического прогресса в дальнейших судовых исследованиях.
Технические данные:
длина наибольшая – 133, 6 метров;
ширина наибольшая – 23, 0 м;
высота борта – 13,5 м;
осадка – 8,2 м;
водоизмещение – 16160 тонн;
скорость – 16,0 узлов;
силовая установка – дизель-электрическая из трех агрегатов;
суммарная мощность – 16,8 МВт;
гребная установка – 2 винта фиксированного шага;
ледопроходимость, при скорости 2 узла – 1,1 м;
дальность плавания при скорости 14 узлов – 15000 морских миль;
автономность по топливу – 45 суток;
вместимость – 140 чел., из них 60 чел. – экипаж, 80 чел. – экспедиция;
тип судовых вертолетов – Ка32С-3 шт.;
Источник: пресс-служба ААНИИ

••• 03.10.12 Высокоширотная экспедиция "Арктика-2012" - научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс-40" приступила к работе.
Грузовые и транспортные операции по высадке на дрейфующий лёд очередной юбилейной научно-исследовательской станции "Северный полюс–40" с борта а/л "Россия" ФГУП "Атомфлот" в ходе высокоширотной экспедиции "Арктика-2012" ААНИИ Росгидромета успешно завершены.
Государственный флаг Российской Федерации поднят на станции "Северный полюс–40" в 23 часа 45 минут московского времени 01 октября 2012 г. в координатах 85 град. 12 мин. с.ш. 142 град. 50 мин. з.д. На станции развернута система жизнеобеспечения, функционирует метеорологический комплекс. В 21 час UTC (Всемирного координированного времени) передана первая метеосводка. На станции остались работать 16 полярников. Начальник станции – Н.И. Фомичев.
Работы по размещению станции СП-40 начались 28 сентября. Льдина представляет собой поле сморози старого (возрастом более двух лет) и однолетнего льда с преобладанием старого льда. Размер ледяного поля в поперечнике превышает три километра. Толщина льда составляет более 2 м. Грузовые операции по развёртыванию новой станции велись в круглосуточном режиме при использовании тракторов и вертолёта. Выгрузке станции предшествовали продолжительные (более одной недели) поиски приемлемой по своим характеристикам льдины. Поиски были затруднены рекордно малым количеством дрейфующего льда в Арктике, наблюдавшимся нынешним летом. Как известно, площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана достигла в сентябре исторического минимума, превзойдя в этом отношении 2007 год.
Программа научных наблюдений СП-40 носит комплексный характер и включает океанографические, метеорологические, аэрологические, ледовые наблюдения, исследования в области энергомассообмена в системе атмосфера-лед-океан, а также большой комплекс специальных наблюдений. На станции применяются самые современные измерительные приборы и технологии. Главной задачей является продолжение мониторинга состояния природной среды в Арктическом бассейне. Данные наблюдений на дрейфующих научно-исследовательских станциях "Северный полюс" являются важной составной частью глобального массива данных о состоянии атмо-, гидро- и криосферы, которая является основой для объективных оценок текущего состояния планетарной климатической системы и ее изменений.
02 октября 2012 г в 08 часов 00 минут а/л "Россия" покинул расположение станции, направляясь в порт приписки Мурманск с выполнением попутных научных наблюдений.
Источник: Пресс-служба ААНИИ"

••• 11.09.12 Исполнилось 25 лет научно-экспедиционному судну "Академик Федоров".
В августе 1986 года на финской верфи Раума–Реппола состоялась закладка нового судна, в марте 1987 года судно было спущено на воду, а 10 сентября 1987 года на НЭС "Академик Федоров" был поднят флаг нашей Родины. Стоимость судна составила около 75 млн долларов США. 24 октября 1987 года НЭС "Академик Федоров" вышло в первый рейс в Антарктику (33 САЭ).
Со дня подъема флага прошло 25 лет. Судно совершило 34 рейса: 25 в Антарктику и 9 в Арктику. Судно находилось в море 5424 суток (почти 15 лет), прошло 940983 морских мили в водах четырех океанов, совершило 3 кругосветных плавания, выполнило 150 заходов в 26 портов 18 стран.
За 25 лет работы "Академик Федоров" доставил в Антарктику огромное количество различных грузов для работы и жизнеобеспечения полярных антарктических станций. На борту судна регулярно доставляется и возвращается на Родину личный состав антарктической экспедиции. Обратными рейсами судно вывозит из Антарктики для последующей утилизации все отходы производственной деятельности экспедиции.
Подтверждая статус научного, судно регулярно выполняет комплексные научные исследования, как в Антарктических водах, так и в районе Центрального арктического бассейна. В целях гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавания регулярно ведутся метеорологические наблюдения, составляются прогнозы погоды. Во время нахождения судна во льдах проводятся непрерывные ледовые наблюдения, выполняются ледовые авиаразведки, собирается и анализируется ледовая информация.
Источник: пресс-служба ААНИИ

••• 05.09.12 На шельфе Сахалина установлен новый мировой рекорд по бурению наклонной скважины.
На шельфе Сахалина установлен новый мировой рекорд по бурению скважины с большим отходом от вертикали - 12 тыс. 376 м. Прежний рекорд, установленный также на сахалинском шельфе несколько лет назад, улучшен на 31 метр. Об этом сообщила американская компания "Эксон Нефтегаз Лимитед". По проекту "Сахалин-1" она ведет добычу нефти и газа в Охотском море близ восточного побережья Сахалина.
"Эксон Нефтегаз Лимитед" является дочерним предприятием корпорации "ЭксонМобил". По информации пресс-секретаря компании Алексея Курбатова, "глубина по стволу скважины Z-44 составила 12 376 м - что равносильно двадцати трем Останкинским телебашням (самое высокое строение в Москве)".
"Шесть из десяти самых длинных скважин в мире, в том числе и скважина Z-44, были пробурены в России для проекта "Сахалин-1" с использованием технологий бурения "ЭксонМобил", - сказал президент "Эксон Нефтегаз Лимитед" Джеймс Тэйлор.
Технология бурения с большим отходом от вертикали позволяет вести бурение с берега под дном моря к коллекторам нефти и газа безопасным методом.
Проект "Сахалин-1" осуществляется международным консорциумом, в который входят "Эксон Нефтегаз Лимитед" (оператор, 30 %участия); японский консорциум "СОДЭКО" (30%); индийская государственная компания "Видеш Лимитед" (20%); родственные организации российской государственной нефтяной компании "Роснефть": "РН-Астра" (8,5%) и "Сахалинморнефтегаз-Шельф" (11,5%).
Компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" ежегодно добывает на сахалинском шельфе около 12 млн т нефти.
Источник: ИАЦ "Минерал"

••• 17.08.12 Роснефть начала геологоразведочные работы на шельфе Карского моря.
ОАО "НК "Роснефть" приступило к поисково-разведочным работам на лицензионных участках в Карском море - Восточно-Приновоземельских-1 и 2.
Геологоразведка начата на год раньше срока, установленного лицензиями. Работы продолжатся до октября 2012 г. Их осуществляет дочернее общество Роснефти - ЗАО "РН-Шельф-Дальний Восток".
На участке Восточно-Приновоземельский-1 будет проведена сейсморазведка 3D на площади 3 тыс. кв.км. В работах участвуют 3 судна: сейсморазведочное – "Western Trident" (WesternGeco), способное нести до 12 сейсмических кос и 2 российских судна сопровождения - "Нефтегаз-61" (выполняет батиметрическую съемку морского дна) и "Капитан Косолапов". Подрядчик – один из лидеров российской морской сейсморазведки - ОАО "Дальморнефтегеофизика". В процессе съемки будут применяться лучшие технологии компании WesternGeco, одного из мировых лидеров в области морской сейсморазведки.
На участке Восточно-Приновоземельский-2 будет выполнена сейсморазведка 2D в объеме 5,3 тыс. пог.км. В работах участвуют российское сейсморазведочное судно "Геолог Дмитрий Наливкин", а также судно сопровождения "Sleipner". Подрядчик - ОАО "МАГЭ", одна из ведущих российских компаний в области морской сейсморазведки, имеющая большой опыт работ в данном регионе.
НК "Роснефть" выполняет программу ГРР в Карском море, строго соблюдая все требования природоохранного законодательства РФ и лицензионных условий. Так, помимо сейсморазведочных работ в сезон 2012 г. на данных участках будут выполнены эколого-рыбохозяйственные и гидрометеорологические исследования.
На участке Восточно-Приновоземельский-1 также планируется проведение инженерно-геологических изысканий, результаты которых будут использованы при разработке проектов бурения поисковых скважин.
Источник: Geonews