Из новогоднего интервью Ю.Евдокимова Мурманскому Областному Радио

(ИРИНА ЕЛИЗАРОВА, 31 декабря 2003г.)

 

Юрий Алексеевич, возвращаясь к развитию транспортного узла. В нескольких словах, что это такое?  

Это гигантский комплекс, который поистине превращает исторически предопределенную миссию Мурманску в реальность. Это пересечение всех морских, железнодорожных, воздушных, речных путей. И Мурманск, который сегодня тремя своими коммерческими портами перерабатывает 17,5 миллионов тонн груза, будет уже к 2010 году перерабатывать 57,5 миллионов грузов, а к 2015 году - около 90 миллионов. При этом, добавьте, приплюсуйте сюда еще 120 миллионов тонн наливных грузов, нефти. Для этого предусматривается строительство новой железнодорожной станции Мурмаши-2 на той стороне Туломы. Для этого предусматривается строительство железнодорожной ветки до площадки, находящейся между реками Лавна и Кулонга. Там будет построен новый порт на западном берегу. 2/3 всех грузов будут обрабатываться на том берегу залива. Только 1/3 останется здесь на действующих площадях, естественно модернизированных. Гигантский объем работы, это огромные капитальные вложения, это существеннейшие поступления в бюджет. Осталось определиться только с одним - а где взять деньги? Но то, что такое развитие произойдет, для меня это не вызывает ни какого сомнения. Нет просто у России сегодня иной возможности в Европе так эффективно работать, как это можно делать через незамерзающий глубоководный порт Мурманск.

Юрий Алексеевич, все таки у некоторых сомнения в этом есть. Одна из моих знакомых, послушав один из репортажей по поводу недавнего заседания транспортного узла, сравнила задуманное с Ньювасюками. В самом деле, масштаб такой, что дух захватывает. И возникает вопрос: а хватит ли сил, чтобы все это воплотить в жизнь? В самом деле, масштаб потрясающий.  

Понимаете, сомневаться - это прекрасное человеческое качество, но если только сидеть и сомневаться, ничего не будет. Мне же довелось уже отстаивать вот эти наши идеи на самом высоком государственном уровне и не один раз. В частности, какие могут быть сомнения в том, что нужно прекратить поддерживать тех лоббистов, которые тянут трубопроводы с нефтепродуктами сегодня на Балтику. Ну, кому не понятно, что эта лужа, пусть на меня не обижаются санкт-петербуржцы, уже давно превратилась чуть ли не сточную канаву. Кому не понятно, что когда-то при первой же неприятности, которая может произойти, датчане, норвежцы, голландцы, те, кто примыкают к датским проливам, объявят зону этих проливов, ну извините меня, зоной, которая подвержена серьезному экологическому воздействию. А что это будет означать? Это будет означать ограничение судоходства особенно для россиян, это будет означать международные требования: нефть возить только в танкерах с двойным корпусом, и многое, многое другое. Это сумасшедшие потери для России. Не понимать этого - это значить работать на свой карман, жить одним днем.  

Юрий Алексеевич, а вот за счет инвестиций наших отечественных, зарубежных можно привлечь средства на развитие транспортного узла?  

Только так, только так. Вы посмотрите, что происходит. У нас чуть ли не каждый месяц здесь сидят американские представители. При чем самого высокого ранга, министры, заместители министров, которые только и считают, что вот порт Мурманск - это та возможность для них диверсифицировать поставки в Америку нефтяных продуктов. Потому что ближний восток, даже не смотря на все события в Ираке, он будет продолжать оставаться для американцев неустойчивой зоной их интересов. Им нужно получить возможность иметь нефть по другому адресу, от другого получателя - это порт Мурманск. Что может помешать. Только если мировое сообщество изобретет какой-то иной, альтернативный вид топлива. Но нам это, я думаю, в ближайшие несколько десятков лет пока не грозит. Поэтому   нефть ,  газ ,  газ ,  нефть , уголь - вот то, на что может рассчитывать мир и поэтому порт  Мурманск  имеет здесь приоритеты и самую хорошую перспективу.  

Юрий Алексеевич, а иностранцев наш инвестиционный климат устраивает?  

Вполне. Я не один раз слышал. И от предпринимателей, и от серьезных руководителей, правительства той же Скандинавии, что в Мурманске, с Мурманском можно работать. Мы увеличиваем инвестиции не только российские, но и зарубежные - это первое и очень важное. Нам верят - это второе. Вот облигационный заем, о котором я упомянул. Вы знаете, что некоторые региона, занимаясь той же самой темой, распространяют свои облигации по 2, по 3, иногда по 4 месяца, прежде чем получить деньги. А наши заем расходится за пол дня, за сутки. О чем это говорит, область на подъеме, правительство области платит по своим обязательствам. К нам испытывается доверие. Поэтому у нас хорошая перспектива. Мы в рейтингах, кто бы как не кликушествовал на этот счет и не пытался очернить всю эту работу, мы в самых независимых рейтингах, в самых уважаемых рейтингах в мире стоим в первой десятке, в первой десятке регионов России. Это можно подтвердить на любом уровне. Поэтому неплохо работаем, тут я доволен своей командой. И те законы, которые приняты по части облегченного налогообложения, упрощенного налогообложения, гарантий по вложенным инвестициям в наш регион, они удовлетворяют наших партнеров.  

Юрий Алексеевич, все таки вернемся к скептикам по поводу наших ожиданий в связи с приходом большой нефти. Мурманское областное радио не единожды освещало эту тему с разных сторон. И наверно сейчас трудно найти человека, который бы не знал о том, какие перспективы открывают перед областью в связи с приходом нефти. Это и рост, и поступление в областной бюджет, и активизация промышленности. Но это не суть вопроса. Юрий Алексеевич, у этого проекта как любого есть скептики, в нашем случае они говорят о том, что нефть не придет к нам, мотивирую это насыщенностью мирового рынка. Есть ли такие сомнения у вас? Есть ли поводы к этому сомнению? 

На мировом рынке нехватка нефти и нефтепродуктов очень велика. Я не знаю, чем эти скептики руководствовались, когда делали такие заявления. Все страшно переживают, подсчитывая уже разведанные, оконтуренные и утвержденные запасы углеводородов. Все страшно переживают, делая стратегические запасы, строя подземные хранилища и так далее. Поэтому нам не грозит перенасыщение рынка углеводородным сырьем, наоборот его потребуется все больше и больше. До тех пор пока, как я не сказал, не будет изобретено альтернативный источник энергии.

Значит, вы надеетесь на то, что к нам придет нефть?  

Я абсолютно уверен в том, что она придет. Иное дело, что существует не мало тормозов на этом пути.  

Что может помещать?  

Лоббизм - первое.  

Чей?  

Лоббизм той же Транснефти, лоббизм отдельных финансово-промышленных групп, которым хотелось бы работать, допустим, через Китай, или через Дальний Восток - это первое, что может помешать. Второе, тот же арест Ходорковского. Пусть это субъективная деталь, субъективный элемент всего этого процесса, но он очень мощный лоббист, он очень сильный менеджер. И отход его от этого дела несколько затормозит процесс. Хотя сам по себе приход большой нефти - это уже процесс объективный, на который никто не сможет повлиять в перспективе. Иное время, когда это состоится - раньше или позже.  

Хотелось бы раньше.  

Я тоже так хочу.

 

 

Copyright © 2001-2004 "Мурманчанин RU"  О сайте  

Rambler's Top100