"Становление и развитие научно-исследовательского
флота Российской Академии Наук"

В.Н. Краснов


С каждым годом на суше все меньше и меньше остается нужных для жизнедеятельности человека ресурсов – биологических и минеральных. На помощь человечеству приходит Океан, занимающий 70% территории Земли, но до сих пор слабо изученный - «Великий неизвестный». Именно в Мировом океане человек стал находить все необходимое для своего существования. Это делает особенно важным всестороннее изучение и исследование Океана, его физических характеристик, его богатств. И недаром ООН объявила ХХI век – Веком Океана. Есть и военные, военно-морские аспекты изучения океана, прежде всего, с точки зрения боевого использования подводных лодок, ракетного оружия, средств навигационных связей и гидролокации.

Изучение Океана, его характеристик и особенностей началось в России с первых же дальних плаваний. Уже в кругосветном плавании Крузенштерна и Лисянского в 1803-1806 гг. на кораблях «Нева» и «Надежда» участвовали ученые Горнер и Лангсдорф, получившие инструктаж Академии наук по изучению физических свойств Мирового океана (температуры, солености, плотности воды, течений и ветров).

И в последующих плаваниях русских моряков непременно попутно решались научные задачи. Назовем имена таких исследователей, как О.Коцебу на бриге «Рюрик» (1815), академика Э.Ленца на шлюпе «Предприятие» (1823), Н.Миклухо-Маклая на корвете «Витязь» (1871), адмирала С.Макарова на пароходе «Тамань» и корвете «Витязь» (1886). Все они внесли заметный вклад в изучение Мирового океана, в развитие отечественной океанографии.

Однако, вплоть до конца ХIХ в. не было в составе отечественного флота специальных научно-исследовательских судов. Первым научно-исследовательским, а точнее научно-промысловым судном специальной постройки был «Андрей Первозванный», построенный в 1899 г. (в советский период его назвали «Мурман»).

На «Андрее Первозванном» в первые годы ХХ в. была проведена Мурманская научно-исследовательская экспедиция. Ею руководил известный профессор Н.М.Книппович (1862-1939), которого по праву называют «основоположником промысловой океанологии». Были выявлены сезонные и вековые колебания океанологических характеристик Баренцева моря на его поверхности и на глубинах. По наблюдениям температур и солености стало возможным составить первую карту распространения Нордкапского течения и его разветвлений.

До Октябрьского переворота, еще в царское время состоялись и вошли в историю научные экспедиции барона Э.Толля, А.В.Колчака, Г.Седова, Брусилова, Русанова, Бориса Вилькицкого и других русских моряков и исследователей.

В постановке задач и анализе результатов исследований в ходе экспедиций всегда принимала первостепенное участие Российская (Императорская) академия наук.

Однако, своего академического флота Академия не имела до советского периода, до образования в 1921 г. Плавучего Морского научного института (Плавморина). Объединенный с существовавшей ранее Мурманской биологической станцией, он дал начало Государственному океанографическому институту под эгидой Академии наук.

Для океанологических научных работ стали использовать ледокольный пароход «Малыгин». Именно эти работы 1930-х гг. положили начало планомерным и всесторонним гидрометеорологическим и океанологическим исследованиям не только Северных морей, но и всего Мирового океана. Привлекались корабли различных ведомств и учреждений, но с обязательным участием или даже под руководством Академии наук.

На Черном море состоялись экспедиции на пароходах «Ингул», «Дунай», «Гидрограф», возглавлявшиеся известными учеными Ю.Шокальским и В.Снежинским. Была составлена батиметрическая карта моря, изучался его химический состав.

Дальневосточные моря исследовались экспедициями на транспортах и рыбопромысловых судах «Гагара», «Дальневосточник» и др. Руководил многими экспедициями ученый Г. Ратманов.

На Карском море в 1930-х гг. исследования велись по программе Международного полярного года на судах «Персей», «Н. Книппович», «Таймыр», «Русанов».

Под руководством известного полярного исследователя Г.Ушакова и военного гидрографа Н.Зубатова в 1935 г. проведена высокоширотная экспедиция на пароходе «Садко». Материалы океанографических работ использовались не только в народном хозяйстве, но и оказались востребованными Военно-Морским Флотом. В годы Великой Отечественной войны они использовались в боевых походах подводных лодок, при постановке минных заграждений, при поиске мин и в ряде других действий флота.

В 1946 г. был основан существующий поныне Институт океанологии им. П.П.Ширшова Академии наук, на который была возложена задача «изучения закономерностей физических, химических, геологических и биологических процессов, происходящих в Мировом океане». Институту для исследований были приданы многие суда. Кроме основного центра в Москве, Институт океанологии создал два периферийных отделения – в Калининграде и близ Геленджика.

В 1948 г. основан Морской Гидрофизический институт АН СССР в Севастополе. Ему был придан ряд научно-исследовательских судов, среди них наиболее крупные - «Михаил Ломоносов», «Академик Ковалевский» и др.

В том же 1948 г. в состав флота Академии наук вошло ныне широко известное научно-исследовательское судно «Витязь», переоборудованное из германского рефрижераторного судна «Марс». «Витязь» надолго стал флагманом академического флота. За 40 лет «Витязь» совершил 65 рейсов, выполняя исследовательские работы во всех океанах. Ныне он навечно отшвартован к причалу в Калининграде, как первейший экспонат Музея Мирового океана.

В 1951 г. в аппарате Президента АН СССР, для координации исследований Мирового океана академическим флотом был создан отдел морских экспедиционных работ, который возглавил знаменитый полярник, дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал И.Д.Папанин (ныне этот отдел флота РАН возглавляет академик Г.В. Смирнов, с которым наша группа тесно взаимодействует).

В 1958 г. в первый рейс отправилось новое судно «Михаил Ломоносов», имевшее 16 лабораторий. Академический флот стал интенсивно пополняться в 60-70-х годах. Суда строили в ГДР, Польше, Финляндии и, конечно, в Советском Союзе. Акустическому институту АН СССР были приданы суда «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев». Они работали в паре в интересах совершенствования гидроакустической техники.

Научно-исследовательские суда имели хорошо оборудованные лаборатории, научные кабинеты, библиотеки, жилые помещения для научных сотрудников и экипажа и были снабжены различными устройствами и аппаратами, глубинными океанологическими лебедками, траловыми устройствами для ловли рыб, батитермографами, навигационными приборами (лаг, лот, гирокомпас, радиопеленгатор, радар, радиоаппаратура). Особенностью НИС являлось его якорное устройство, позволявшее стоять на якоре на необыкновенно больших глубинах («Витязь» имел якорный канат длиной 13500 м).

На палубе НИС располагался мореходный моторный катер, на площадках мачт – измерители силы ветра и влажности и др. приборы. На судах имелись запасы баллонов с водородом для запуска радиозондов.

На начало 1961 г. экспедиционный флот АН СССР насчитывал 37 морских судов разного водоизмещения и оснащения, а с учетом речных и озерных судов численность академического флота достигала 60 единиц. Научно-исследовательские суда находились в таких отделениях и подразделениях как Институт океанологии, Институт земного магнетизма и распределения радиоволн, Институт биологии внутренних водных бассейнов, Карельский, Уральский филиалы АН СССР, Лимнологический институт Сибирского отделения АН СССР, Институт биологии южных морей и Морской гидрофизический институт АН УССР, Акустический институт Госкомитета по радиоэлектронике.

По инициативе И.Д.Папанина, поддержанной Президентом Академии наук М.В. Келдышем, в 1965-1967 гг. на верфях ГДР были построены 7 прекрасных научно-исследовательских судов: «Академик Курчатов», «Профессор Визе», «Академик Крылов», «Академик Ширшов», «Профессор Зубов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев».

Запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина потребовали строительства и формирования специального отряда судов Космической службы под эгидой Академии наук. Появились гигантские НИС до 30-40 тыс. т водоизмещения. Так, судно «Космонавт Юрий Гагарин» имеет водоизмещение 45000 т, длину 231 м. В этой звездной флотилии насчитывается более десятка кораблей. Их задача: контролировать орбиты полетов космических аппаратов, вести прием телеметрической информации, обеспечивать радиосвязь с акваторией Тихого и Атлантического океанов, с экипажами космических кораблей и с береговыми пунктами.

В конце 1970-х гг. часть судов космической службы были переданы из Академии наук в другие ведомства, прежде всего, в военно-космические войска и ракетные войска стратегического назначения. Они стали использоваться при испытаниях и стрельбах межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности, для определения координат точек рассеивания ракет и измерений других характеристик ракетного оружия. Но эти суда остались под научным руководством Академии наук.

В мае 1976 г. Академия получила еще 4 новых судна одного проекта (по типу судна «Валериан Урываев») водоизмещением 1100 т и дальностью плавания до 10000 миль. Это суда: «Профессор Богоров», «Профессор Штокман», «Профессор Колесников» и «Профессор Водяницкий» (два последних переданы Морскому гидрофизическому институту, ныне в составе Украины). Судно такого же проекта «Вулканолог» получил Дальневосточный научный центр, а «Аю-Даг» – Академия наук Эстонской ССР. На судах 11 лабораторий для изучения геологии, гидрофизики и химии моря. Последнее судно этой серии «Профессор Куренцов» приписано к Мурманску с задачей исследования геологии океана.

В целом к концу третьей четверти ХХ в. Академия наук СССР стала одним из самых крупных владельцев экспедиционных судов - около 100 единиц. На их содержание выделялось более 27 млн руб. С 1980 г. флагманом академического флота стало судно «Академик Мстислав Келдыш», оснащенное современной техникой. На его борту находятся подводные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2», способные погружаться до глубины 600 м (на них производились спуски к «Титанику», подводным лодкам «Комсомолец» и «Курск»).

Научной основой экспедиций в Мировой океан по-прежнему оставались фундаментальные исследования по физической океанологии и физике атмосферы, по гидрохимии и геохимии, морской геологии и гидробиологии, а также изучение верхних слоев атмосферы и космического пространства.

В период с 1970 по 1990 г. два десятка судов АН СССР ежегодно выполняли 45 рейсов в наиболее важные регионы Мирового океана.

За 15 лет, с 1976 по 1991 г., было проведено 888 научных рейсов в которых приняло участие около 30 тыс. отечественных и более 1500 иностранных ученых. Выявились совершенно новые данные о водах, их параметрах и характере донных пород океанов и морей, о биомассе в водах разных регионов.

На 1 января 1991 г. Советский Союз имел 293 научно-исследовательских судна общей валовой вместимостью 538 тыс. т.

Последними судами, пополнившими флот Академии наук, стали «Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе», ориентированные на акустические исследования в Мировом океане.

К началу ХХI в. распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому падению престижа и упадку состояния научно-исследовательского флота. Резко сократилось его финансирование. Если в 1985 г. Институту океанологии (ведущему учреждению, владельцу НИСов) выделяли до 80 млн американских долларов в год, то в 1999 г. было выделено из бюджета всего 1 млн долларов. Часть судов стала использоваться в коммерческих целях, не имеющих отношения к океанографическим исследованиям. В составе флота РАН на 1 января 2004 г. оставалось всего 22 судна из них 18 – неограниченного плавания.

Но это уже другая тема. Скажем только, что заметные изменения к лучшему появились уже в годовом бюджете 2003 г. И вновь на просторах Мирового океана начали появляться научно-исследовательские суда Российской академии наук.

Краснов Владимир Никитич, кандидат военно-морских наук. Становление и развитие научно-исследовательского флота Российской академии наук // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2004 г.

Работа опубликована с разрешения Автора (В.Н. Краснова)



 

Copyright © 2001-2005 "Мурманчанин RU"  О сайте  

Rambler's Top100