Мировой флот сейсмических судов обновляется
С драматически быстрым ростом заказов на сейсморазведку 2D/3D в 2005 году и нарастающим к концу года спросом на морские геофизические суда, стало очевидным, что в мире начинается очередная волна строительства сейсмических и специализированных судов нового поколения, как это уже было в 80-х годах прошлого века.
Политика сервисных компаний от умеренной: "сейчас достаточно использовать на 100% то, что есть", сменилась на политику максимального извлечения прибыли: "необходимо быстрее строить новые суда - чтобы успеть".
По прогнозам экономистов (напр. "No slowdown in drilling market before 2009 - ODS-Petrodata's World Rig Forecast) спрос на геофизические и инженерно-технические услуги морской шельфовой индустрии будет оставаться высоким как минимум ближайшие 5-7 лет, которые необходимы для реализации грандиозных планов нефтегазовых корпораций по строительству поисковых и добывающих скважин, подводных трубопроводов к ним и т.п. и, соответственно, проведения геолого-геофизических и инженерных исследований.
К тому же, большая часть сервисных компаний получила лучшие, чем планировалось, финансовые результаты по итогам производственной деятельности в трех кварталах текущего года, что способствовало принятию решения вкладывать деньги в строительство и переоборудование судов.
Немалую роль сыграло и быстрое развитие сейсморазведочного, технологического оборудования и средств высокоточной привязки геофизических наблюдений.
Новые системы сбора и регистрации данных максимально компьютеризованы, технологичны, имеют стандартную стыковку с навигационными системами и датчиками, с контроллерами пневмоисточников, что позволяет быстро и с меньшими затратами производить необходимые модификации или полностью переоборудовать суда.
Сейсмические лебедки и системы спуска-подъема пушечных линий, их управление претерпели в последнее десятилетие значительные конструктивные изменения и теперь относительно легко и просто устанавливаются на любое судно, благодаря компактности и техническому совершенству.
Конечно, строительство и оснащение сейсмического судна, буксирующего 12 и более десятикилометровых кос с десятью линиями пневмоисточников, с кооодинированием каждого отдельного гидрофона - остается весьма дорогостоящим делом, т.к. это уровень космических технологий и высочайших требований к конструкции и безопасности судна.
И, конечно, особые требования предъявляются к сейсмикам-операторам таких комплексов, цена простой ошибки которых измеряется сотнями тысяч долларов.
Но о сейсмическом оборудовании и работе с ним поговорим в отдельном обзоре, а сейчас вернемся к строительству новых судов.

"GEO CELTIC"
Несомненно, особый интерес вызывает только недавно представленное в норвежской прессе судно 3-D с будущим именем "Geo Celtic", которое принадлежит норвежской компании-судовладельцу E.Forland Shipowners AS из Бергена.
Корпус судна будет построен в Польше, затем отбуксирован в Берген на верфь Bergen Yards AS, где судно и будет достраиваться.
Судовладелец уже подписал договор с компанией Fugro-Geoteam AS об аренде судна на шесть лет с возможностью пролонгации на четыре года. Предполагаемый ввод судна "Geo Celtic" в эксплуатацию - июль будущего года.
Особые условия договора - все сейсмическое оборудование будет поставлено на судно в соответствии со спецификацией компании Fugro и будет собственностью Fugro.
Конкурс на проектирование и инженерную поддержку проекта (его номер ST-327) выиграла норвежская компания из Алезунда Skipsteknisk AS.
Судно этого проекта, по заявлению Skipsteknisk AS, является на сегодня наибольшим сейсмическим судном в мире.
Его длина - 100.8 метра, ширина - 24 метра, ширина кабельной палубы - 28 метров, водоизмещение - 11600 т.
Особое внимание уделено конструкторами безопасности судна и низким шумовым характеристикам двигательной установки.
"Geo Celtic" будет буксировать 12 десятикилометровых сейсмокос и 10 линий пневмоисточников.
Судно отличается высоким уровнем комфорта для экипажа, все члены которого (71 человек) будут размещаться в отдельных каютах.
К услугам экипажа - кинотеатр, плавательный бассейн, фитнес-клуб, интернет-кафе. Смена экипажей будет производиться вертолетом.
Компания Skipsteknisk AS известна в сейсмическом мире проектами и участием в строительстве следующих судов:
M/V GECO SCORPIO,
M/V GECO EAGLE,
M/V GECO BLUEFIN,
M/V GECO ANGLER,
M/V GECO TRITON,
M/V GECO SAPPHIRE,
M/V GECO EMERALD,
M/V GECO DIAMOND,
M/V GECO TOPAZ.
Кроме проекта ST-327 ("Geo Celtic"), Skipsteknisk AS работает над грандиозным заказом на проектирование серии сейсмических судов проекта ST-321, впечатляющих своими техническими характеристиками, от известного не только в Норвегии судовладельца - компании Rieber Shipping AS...
Продолжение следует,
"Мурманчанин RU", декабрь 2005 г.
|