Мировой флот сейсмических судов обновляется

С драматически быстрым ростом заказов на сейсморазведку 2D/3D в 2005 году и нарастающим спросом на морские геофизические суда, стало очевидным, что в мире начинается очередной бум строительства сейсмических и специализированных судов нового поколения, как это уже было в 80-х годах прошлого века.
Политика сервисных компаний от умеренной: "сейчас достаточно использовать на 100% то, что есть", сменилась на политику максимального извлечения прибыли: "необходимо быстрее строить новые суда - чтобы успеть".
По прогнозам экономистов (напр. "No slowdown in drilling market before 2009 - ODS-Petrodata's World Rig Forecast), спрос на геофизические и инженерно-технические услуги морской шельфовой индустрии будет оставаться высоким как минимум ближайшие 5-7 лет, которые необходимы для реализации грандиозных планов нефтегазовых корпораций по строительству поисковых и добывающих скважин, подводных трубопроводов к ним и т. д. и, соответственно, проведения геолого-геофизических и инженерных исследований.
К тому же, большая часть сервисных компаний получила лучшие, чем планировалось, финансовые результаты по итогам производственной деятельности в 2005 году, что способствовало принятию решения вкладывать деньги в строительство и переоборудование судов.
Немалую роль сыграло и быстрое развитие сейсморазведочного, технологического оборудования и средств высокоточной привязки геофизических наблюдений.
Новые системы сбора и регистрации данных максимально компьютеризованы, технологичны, имеют стандартную стыковку с навигационными системами и датчиками, с контроллерами пневмоисточников, что позволяет быстро и с меньшими затратами производить необходимые модификации или полностью переоборудовать суда.
Сейсмические лебедки и системы спуска-подъема пушечных линий, их управление претерпели в последние десятилетия значительные конструктивные изменения и теперь относительно легко и просто устанавливаются на любое судно, благодаря компактности и техническому совершенству.
Конечно, строительство и оснащение сейсмического судна, буксирующего 10 линий пневмоисточников и 8-10, а зачастую и более десятикилометровых сейсмокос, с координированием каждого гидрофона - остается весьма дорогостоящим делом, т.к. это уровень космических технологий и высочайших требований к конструкции и безопасности судна.
И, конечно, особые требования предъявляются к сейсмикам-операторам таких судов, цена простой ошибки которых измеряется сотнями тысяч долларов.
Но о сейсмическом оборудовании и работе с ним поговорим в отдельном обзоре, а сейчас вернемся к строительству новых судов.


"GEO CELTIC"

Несомненно, особый интерес вызывает только недавно представленное в норвежской прессе сейсмическое судно 3-D с будущим именем "Geo Celtic", которое будет принадлежать норвежской компании-судовладельцу E.Forland Shipowners AS из Бергена.
По опубликовнной информации корпус судна построят в Польше, затем отбуксируют в Норвегию на верфь Bergen Yards AS, где судно и будет достраиваться.
Судовладелец уже подписал договор с компанией Fugro-Geoteam AS об аренде судна на шесть лет с возможностью пролонгации на четыре года. Предполагаемый ввод "Geo Celtic" в эксплуатацию - июль будущего года.
Особые условия договора - все сейсмическое оборудование будет поставлено на судно в соответствии со спецификацией компании Fugro и будет собственностью Fugro.
Конкурс на проектирование и инженерную поддержку проекта (его номер ST-327) выиграла норвежская компания из Алезунда Skipsteknisk AS.
Судно этого проекта, по заявлению Skipsteknisk AS, является на сегодня наибольшим сейсмическим судном в мире.
Его длина - 100.8 метра, ширина - 24 метра, ширина кабельной палубы - 28 метров, водоизмещение - 11600 т.
Особое внимание уделено конструкторами безопасности судна и низким шумовым характеристикам двигательной установки.
"Geo Celtic" будет буксировать 12 десятикилометровых сейсмокос и 10 линий пневмоисточников.
Судно отличается высоким уровнем комфорта для экипажа, все члены которого (71 человек) будут размещаться в отдельных каютах.
К услугам экипажа - кинотеатр, плавательный бассейн, фитнес-клуб, интернет-кафе. Смена экипажей будет производиться вертолетом.
Компания Skipsteknisk AS известна в сейсмическом мире проектами и участием в строительстве следующих судов:

M/V GECO SCORPIO,
M/V GECO EAGLE,
M/V GECO BLUEFIN,
M/V GECO ANGLER,
M/V GECO TRITON,
M/V GECO SAPPHIRE,
M/V GECO EMERALD,
M/V GECO DIAMOND,
M/V GECO TOPAZ.

Кроме проекта ST-327 ("Geo Celtic"), Skipsteknisk AS работает над проектированием серии сейсмических судов ST-321 (заказ от известного не только в Норвегии судовладельца - компании Rieber Shipping AS), впечатляющих своими техническими характеристиками.
Rieber Shipping разместил заказ на строительство двух новых судов серии ST-321 на известной судоверфи Factorias Vulcano в Испании (Виго).
12-16 косовые сейсмические суда будут сданы верфью заказчику в 4-м квартале 2008 года и будут готовы к задействованию немедленно без каких-либо дополнительных работ.
Контракт на строительство судов включает поставку и установку полного комплекта сейсмического оборудования и составляет по данным норвежской прессы $182 миллиона (1.225 billion NOK).


"New Rieber vessel"

Дополнительно, как опция, контрактом предусматривается строительство еще двух идентичных судов с поставкой в 2009 году(!).
Некоторые аналитики видят в этом заказе контуры будущей сейсморазведочной компании под эгидой Rieber, тем более, что Rieber Shipping AS имеет большой опыт в управлении и обслуживании сейсмических судов в том числе и класса Ramform.
Другие же говорят, что их не удивит, если эта серия судов будет иметь в своем названии приставку "GEO", ссылаясь на плодотворное сотрудничество Fugro и Rieber в настоящее время.
Имеется ввиду совместное участие компаний в переоборудовании для работ 3D/4D кабелеукладчика "Polar King". Под это судно (новое имя "Geo Atlantic") компания Фугро уже получила престижный контракт у Статойла на производство сейсморазведки 3Д в Норвежском море на летний сезон 2006 года и на индийском шельфе на зимний период 2006-2007 г.г.
Вероятно, даже одного из этих проектов будет вполне достаточно, чтобы окупить все затраты по переоборудованию. А пароход действительно неплох - судно будет нести 8-10 сейсмокос Sercel Seal и до 10 линий пневмоисточников. На судне с новостроя хорошие условия для проживания и работы и высокие "риеберовские" стандарты содержания и менеджмента.
Но вернемся к серии судов ST-321, которые достойны пристального внимания как "суда-сейсмики" нового поколения от рождения.
Технические характеристики (без перевода):

Length 102,0m;
Length between p.p. 92,1m;
Breadth moulded 19,2m;
Max draft abt. 6,2m;
Dead weight 2800 tons.

Main propulsion:
2 x twin-in single-out propeller lines;
Main engines Father & Son;
3 Side Thrusters.

Helicopter DecK type Sikorsky S-92.
Fast rescue craft and Seismic work boat.

Seismic:
Streamer winches 12;
Streamer Spooling devices 12;
Gun winches 8;
Lead-in winches 4;
Wide tow winches 2;
Storage reels 10;
Towing points 12 (16) all of ODIM;
Handling system for Barovanes type 48;
Compressors : LMF 48/138-207-E60 – 48 m3.
The vessels will be outfitted and prepared for towing 12 (16) streamer cables.

Accommodation: 60 persons in 28 single and 16 double bunk cabins. All cabins have separate bathroom.

Прекрасные пароходы строят норвежцы. Им нужны нефть и газ - и не только на своем шельфе!
Не меньшее желание стать первооткрывателями нефтегазовых провинций и у компаний других стран.
На "Мурманчанин RU" мы уже говорили о китайских морских сервисных компаниях и о расширении их сейсморазведочной экспансии на рынки, где традиционными игроками являются американские и европейские компании, корпорации и групы.
Действующие сегодня китайские сейсмические суда не отличаются особой новизной и комфортом. Те немногие иностранцы, в основном представители клиента или же наблюдатели за морскими животными, которым приходилось работать на китайских "сейсмиках", рассказывали нам об излишне большом количестве персонала на борту и о "специфических" бытовых условиях.
Но этим "болели" и наши первые сейсморазведочные флотилии, состоявшие из переоборудованных старых китобоев и видавших виды рыболовных траулеров, но тем не менее принесших нам и Штокман и Приразломное и другие известные месторождения.
Советский Союз, благодаря людям передовых взглядов в тогдашних МинГео и Газпроме, на предыдущей волне инвалютных "нефтерублей" успел обновить отечественный сейсмический флот и построить специализированные исследовательские и геофизические суда в основном финской или польской построек, которые и сегодня успешно осваивают иностранные шельфы.
И тогда же прозорливо, а теперь даже можно сказать - фантастически прозорливо, были построены буровые разведочные корабли и платформы (стоимость месячной аренды которых сегодня зачастую много выше их тогдашней цены) и было куплено многоцелевое водолазное судно "Спрут" (ex. Swan Ocean). Но это все уже история и об этом в отдельном очерке.
А сейчас, похоже, Китай на стремительном подъеме своей экономики движется в шельфовой индустрии в том же направлении - от использования малоэффективных судов "б/у" к технологичным и производительным - китайские компании начинают строить современные исследовательские суда нового поколения.
Геофизическая сервисная компания BGP/CNPC (China National Petroleum Corporation) широко известна своим участием в проектах ведущих нефтегазовых компаний производством наземной сейсморазведки, сейсморазведки в переходных зонах и на мелководье. Высокоэффективная деятельность в береговых проектах подтолкнула компанию к освоению глубоководной сейсмики.
BGP/CNPC строит на китайской судоверфи два сейсмических судна OBC (Ocean Bottom Cable) спроектированных китайским исследовательским центром по заказу BGP.
Полный комплект двигательной установки заказан у корпорации MAN B&W Diesel, которая производит уникальные малошумящие винторулевые группы и их приводы, работающие с минимальным уровнем вибрации и кавитации и разработанные специально для сейсмических судов. Первое судно поступит в распоряжение BGP уже в конце текущего года. BGP планирует использовать новострои как на китайском шельфе так и в водах других стран .


"New BGP/CNPC vessel"

Краткое описание и технические характеристики (без перевода):

The vessels are designated as an OBC Source Vessel and an OBC (Ocean Bottom Cable) Recorder Vessel, respectively.
The design consulting company for this project is Dalian Shipbuilding Technology Research Center Co. Ltd., located in Dalian, China. Both vessels will be built by Liao Nan Shipyard, also located in Dalian, and the delivery of the first vessel is scheduled to the end of year.
Operator and owner is BGP/CNPC (China National Petroleum Corporation), with its fleet mainly based in Tanggu, Tianjin. The operation areas for these two vessels are not limited to Chinese offshore, but include also overseas exploration.
Complete twin-screw medium speed propulsion packages have been ordered from MAN B&W for a twin set of 65 m offshore research vessels. The twins will each be specified and equipped for specific operational tasks, i.e. seismic sourcing and seismic recording.
Very low levels of vibration and noise from propellers, engines and propulsion systems are key issues for these installations. A very soft resilient seating arrangement of base frame and sandwich mountings has been applied for the dampening of structure-borne vibrations by up 97 percent.
Additionally, the ducted propellers have been specially designed and shaped with high priority to low levels of cavitation and noise emission. From an underwater point of view, an absolute decisive factor for the customer is a very silent ship, with minimal noise emission and disturbance in relation to the seismic exploration equipment.

Principal Particulars - OBC Research Vessels
Length oa 65.0 m
Length pp 58.4 m
Breadth 13.8 m
Depth 5.10 m
Draught 3.50 m
Crew 45 persons
Propulsion MAN B&W Diesel
Classification CCS - China Classification Society
Ice class B


Продолжение следует

В продолжении обзора мы расскажем о недавно заложенном на российской верфи неподалеку от Китая сейсмическом судне для индийской ONGC в строительстве которого принимает участие одна из российских сервисных компаний


"New ONGC vessel"

и продолжим рассказ о сейсмических новостроях известных и еще совсем малоизвестных сервисных компаний.

"Мурманчанин RU", апрель, 2006 г.

 

Copyright © 2001-2005 "Мурманчанин RU"  О сайте  

Rambler's Top100