Российская Федерация

Мурманская область. Кольский полуостров
Экономика области сегодня

Выгодное географическое положение Мурманской области в относительной близости к арктическим и промышленно-развитым регионам России и Северной Европы, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути, уникальные по составу и запасам минерально-сырьевые и биоресурсы способствовали формированию на территории области крупного индустриально-хозяйственного комплекса.
В сфере материального производства основная доля продукции в области создается предприятиями горной промышленности, рыбной отрасли, энергетики и транспорта.
В структуре отраслей промышленности ведущее место занимают: цветная металлургия; электроэнергетика; пищевая промышленность;  добыча и переработка рыбы; химическая промышленность.
Предприятия горной промышленности вносят значительный вклад в экономику Мурманской области. В настоящее время ими добываются: апатитовый и железорудный  концентраты; руды фосфора, титана, железа, алюминия, меди, никеля, циркония; другие редкие металлы. Увеличивается вклад в экономику области  и предприятий осваивающих запасы слюды, керамического сырья, сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.
Ведущими и наиболее перспективными промышленными предприятиями Мурманской области являются:

Кандалакшский алюминиевый завод (входит в Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию);
Кольская атомная электростанция;
Кольская Горнометаллургическая Компания (комбинаты "Североникель" и "Печенганикель");
ОАО "Апатит";
ОАО "Ковдорский ГОК";
ОАО "Колэнерго";
ОАО "Олкон";
Рыбодобывающий флот, включающий крупнейшее в отрасли АО "Мурманский траловый флот".

На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в числе которых получившее мировую известность Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами более 3 трлн. куб. м газа. Освоение только этого уникального месторождения в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего северо-запада России на многие годы. Шельф Печорского моря относится к числу наиболее перспективных в отношении нефтеносности среди арктических морей России. В настоящее время в этом регионе разведаны пять месторождений. Крупнейшее из них - Приразломное нефтяное месторождение с подтвержденным запасом нефти в 65,3 млн. тонн.
Ведущими предприятиями в исследованиях нефтегазоносности Арктического шельфа и в производстве морского  поисково-разведочного бурения являются мурманские предприятия и компании входящие в Aссоциацию "АрктикШельф":

ФГУП "АМНГР" (Федеральное Государственное Унитарное предприятие "Арктикморнефтегазразведка");
ФГУП "АМИГЭ" (Федеральное Государственное Унитарное предприятие "Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции");
ФГУП "СМНГ" (Федеральное Государственное Унитарное  предприятие"Севморнефтегеофизика");
ОАО "МАГЭ" (Открытое акционерное общество "Морская Арктическая Геологоразведочная Экспедиция").

Осуществление проектов разработки Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений имеет большое социально-экономическое значение не только для Мурманской области и Северо-Западного региона, но и для всей России.

ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" совместно с американской компанией CONOCO продолжают работу по созданию Северной транспортной системы для вывоза нефти с месторождений Тимано-Печорского региона и по реализации крупномасштабного проекта круглогодичной доставки нефти и газового конденсата с северных месторождений в Мурманск и, затем, в Европу и США. Флот ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" уже оперирует тремя новыми танкерами усиленного ледового класса, построенными в 2000-2001 г.г. в Санкт-Петербурге (Адмиралтейские верфи). Это танкеры "Астрахань", "Магас" и "Калининград", специально предназначенные для вывоза нефти с месторождений Арктического региона. Трудно переоценить значимость этого проекта для Мурманска и области.

Мурманское морское пароходство является сегодня ведущей судоходной компанией, обеспечивающей круглогодичные транспортные операции на Северном морском пути. Пароходство владеет собственными транспортными судами и уникальным ледокольным флотом и осуществляет морские перевозки грузов и пассажиров, проводку судов по трассе Северного морского пути и в замерзающие порты России, круизные туристические рейсы на ледокольных и пассажирских судах в арктические широты и на Северный полюс. Открытие Северного морского пути для иностранных судов и перспективы развития транзитных перевозок грузов между западно-европейскими портами и портами стран Юго-Восточной Азии и Японии значительно усиливают притягательность Мурманской области для западных инвесторов.

Мурманская область располагает 2 крупными аэропортами: "Мурманск" (пос. Мурмаши) и "Хибины" (г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск - Киркенес и Мурманск – Тромсе (Норвегия), Мурманск - Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла.

Хорошо развитая транспортная инфраструктура области - аэропорты, Северо-западная железнодорожная магистраль, незамерзающий Мурманский морской торговый порт, более 4 тыс. км автомобильных дорог - обеспечивает надежные хозяйственные связи региона с центром России и создает хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.

Мурманская область располагает собственным сельскохозяйственным производством и развитой структурой предприятий рыбной отрасли, которые частично решают проблему снабжения северян свежими продуктами питания. Природно-климатические условия Заполярья  ограничивают потенциальные возможности местного сельского хозяйства, но в богатой ресурсами рыбной промышленности северного бассейна работают более 400 промысловых судов, которые добывают и перерабатывают рыбную продукцию в различных районах промысла и поставляют ее не только в область и другие регионы России, но и на экспорт.

Мурманск и область входят в число крупнейших экспортеров товарной продукции. Основу экспорта составляют цветные металлы, апатитовый концентрат, рыбная продукция, транспортные услуги. Основные потребители экспортной продукции - фирмы Норвегии, Швеции, Нидерландов, Финляндии и Швейцарии. Среди стран-импортеров наибольший удельный вес занимают Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды.

Мурманская область является весьма привлекательным регионом для  инвесторов. Приоритетными объектами для инвестиций являются  предприятия, связанные с перспективами освоения запасов углеводородного сырья шельфа Арктических морей и проекты дальнейшего развития и реконструкции предприятий Кольской Горно-металлургической Компании. Принято решение о восстановлении опытной Кислогубской приливной электростанции с целью отработки технологии испольэования энергии морских приливов и построения в будущем промышленных ПЭС. Новой значимой сферой для инвестиций становятся различные виды туризма и отдыха на Кольском полуострове.

 

Copyright © 2001-2005 "Мурманчанин RU"  О сайте  

Rambler's Top100