Новости шельфа


••• 11.10.12 Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской 10 октября посетил ААНИИ.
В ходе своего визита в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге глава Минприроды России ознакомился с основными направлениями деятельности института, посетил лабораторию изменений климата и окружающей среды (ЛИКОС) и российско-германскую лабораторию полярных и морских исследований им. О.Ю. Шмидта (ОШЛ).
Специалисты ЛИКОС сообщили о ходе исследований подледникового озера Восток, его гидрологического режима и ледяных кернов из сверхглубокой скважины.
Напомним, что в феврале 2012 г. российские ученые пробурили скважину глубиной 3768 метров и смогли проникнуть в подледниковое озеро Восток. В ближайшие годы в реликтовые воды озера будут опущены специальные пробоотборники, гидрофизические и биохимические зонды. Изучение этого уникального водоема, находящегося под четырехметровой толщей льда на протяжении миллионов лет, играет важную роль в создании сценария естественных изменений климата на ближайшие тысячелетия.
Специалисты ОШЛ рассказали о своей деятельности, связанной с координацией научных исследований, выполнением аналитических анализов обработки экспедиционных проб воды, наносов, биоты, колонок донных отложений, и с проведением школ-семинаров. Также они доложили о ходе сотрудничества с Институтом полярных и морских исследований им. А. Вагнера (Германия) и Центром морских наук (Германия) в области морских и полярных исследований в рамках реализации программы "Система моря Лаптевых". Данная Программа объединяет магистров, научных сотрудников, окончивших высшие учебные заведения, и аспирантов, которые успешно сотрудничают с опытными учеными России и Германии и работают над задачами, представляющими взаимный научный интерес.
По итогам визита в ААНИИ глава Минприроды России С. Донской отметил: "Создание подобных лабораторий и активное сотрудничество между странами является эффективным инструментом развития науки и вносит значительный вклад в формирование нового поколения ученых и исследователей Арктики". В мероприятии приняли участие Советник Президента, Специальный представитель Президента по вопросам климата Александр Бедрицкий, первый вице-президент Русского географического общества, спецпредставитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, руководитель Росгидромета Александр Фролов и др.
Источник: Минприроды РФ

••• 11.10.12 "Полярная Морская Геологоразведочная Экспедиция" празднует свой юбилей. Ровно 50 лет назад, в 1962 году...

••• 11.10.12 Названы самые прибыльные профессии Приморья.
Среднемесячная заработная плата работников Приморского края за восемь месяцев с начала 2012 года составила 26.2 тыс. рублей, что выше прошлогодней на 12.4%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за этот период выросла на 6.8%.
Самая высокая оплата труда - у работников воздушного транспорта и работников транспортирования по трубопроводам. Их заработная плата в 2.3–2.5 раза превысила среднекраевую величину и обеспечивала 7.2–8 прожиточных минимумов трудоспособного населения, при среднекраевом обеспечении 3.2 раза.
Традиционно высокая заработная плата сложилась у работников финансовой деятельности – 49.1 тыс. рублей. Ее абсолютный размер обеспечил 6 прожиточных минимумов трудоспособного населения. Среди высокооплачиваемых (более 35 тыс. рублей) – специалисты в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультанты по коммерческим вопросам; занимающиеся организацией перевозок, дополнительной и вспомогательной транспортной деятельностью; производством, передачей и распределением электроэнергии; производством автомобилей; работники, занятые научными исследованиями и разработками.
Низкая зарплата от 7 до 10 тыс. рублей - в организациях по обработке металлических отходов и лома, производства кожи и изделий из кожи, производство одежды, производство офисного оборудования и вычислительной техники, производство мебели, деятельность ресторанов и баров. В 2 раза меньше среднекраевой величины получают работники розничной торговли, сельского хозяйства, текстильного и швейного производства.
Среднемесячная заработная плата работников в крупных и средних организациях федеральной формы собственности составила 32.4 тыс. рублей, что выше среднекраевого показателя на 12.3%. В организациях краевой формы собственности работники получали в среднем 21.5 тыс. рублей (на 25.3% ниже).
В муниципальных организациях заработная плата в среднем составила 19 тыс. рублей (2.3 прожиточного минимума трудоспособного населения), в том числе работников учреждений здравоохранения – 19.8 тыс., образования – 17.2 тыс. и культуры – 11.8 тыс. Об этом РИА "Восток-Медиа" сообщили в Приморскстате.
Источник: РИА "Восток-Медиа"

••• 11.10.12 Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев 10 октября в Санкт-Петербурге принял участие в церемонии передачи в эксплуатацию научно-экспедиционного судна "Академик Трешников".
Дмитрий Медведев подчеркнул, что создание судна - это этап для судостроения и страны, в целом.
Строительство судна водоизмещением 17 тыс. тонн и длиной 134 м на заводе ОАО "Адмиралтейские верфи" обошлось федеральному бюджету почти в 6 млрд рублей. "Судну отводится ведущая роль в новой транспортной схеме российской антарктической экспедиции", - сказал Медведев. Также премьер отметил, что судно будет обеспечивать снабжение российской антарктической станции на острове Ватерлоо (Кинг Джордж) "Беллинсгаузен" и решать задачи расконсервации станции "Русская".
По словам Медведева, общий объем средств, выделенных на научно-исследовательскую работу, которые буду проводится с помощью судна "Академик Трешников" достигнет 0,5 млрд рублей: в 2012 году - 111 млн рублей, 2013-м - 150 млн рублей, а в 2014-м - 200 млн рублей. "Я рассчитываю, что судно будет участвовать в решении глобальных задач для обеспечения деятельности России в Арктике и Антарктике, - сказал Дмитрий Медведев. - Этим регионом интересуются самые различные государства и России там надо иметь достаточное место. Это вопрос не только научной работы, но и геополитического присутствия, а, значит, будущего нашей страны".
Напомним, что научно-экспедиционное судно "Академик Трешников" было построено для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ. Новый флагман научно-экспедиционного флота заменит научно-исследовательское судно "Академик Федоров", совмещая функции ледокола, танкера, сухогруза, научно-исследовательского и пассажирского судна.
Источник: ИА REGNUM

••• 10.10.12 Промышленное освоение Печорского моря начнется не ранее 2013 года с Приразломного месторождения нефти.
Об этом сообщил в ходе общественных слушаний по Долгинскому месторождению в Нарьян-Маре (НАО) главный специалист отдела экологической оценки проектов ООО "ФРЭКОМ" Сергей Якунин.
Месторождение Приразломное, открытое в 1989 году, расположено в 60 километрах от берега на глубине 19-20 метров. Его запасы оцениваются в 72 миллиона тонн нефти. Лицензией на разведку и добычу владеет ООО "Газпром нефть шельф" - структура "Газпрома".
ООО "ФРЭКОМ" выполнило экологическое сопровождение изыскательских работ для ОАО "Газпром" по Долгинскому месторождению нефти в Печорском море, сами инженерные изыскания произвело ОАО "АМИГЭ".
Что касается Долгинского месторождения, то оно, по данным эксперта, будет введено в эксплуатацию не ранее 2020 года.
"В настоящее время на Долгинском ведется изучение условий под разведочное бурение, после чего будет проведено разведочное бурение, утверждено экономическое обоснование и спроектирована инженерная инфраструктура для добычи нефти", - сказал Якунин.
Долгинское месторождение расположено в центральной части Печорского моря на шельфе Ненецкого автономного округа, между островами Колгуев и Вайгач. Открыто в 1999 году. В районе месторождения глубины моря изменяются от 15 до 62 метров.
Оценка извлекаемых запасов нефти на сегодня составляет 130-140 миллионов тонн, относится к крупным месторождениям. Месторождение - сложное в геологическом плане, оно растянуто на 90 километров. Предполагается, что оно будет одним из месторождений, разрабатываемых с помощью платформы "Приразломная", установленной в Печорском море.
Первоначально разработка Долгинского нефтяного месторождения намечалась на 2016 год, однако была перенесена из-за отсутствия необходимого оборудования.
Лицензию на Долгинское месторождение в 2005 году получил "Газпром", однако затем передал ее своей дочерней структуре "Газпром нефть". На месторождении пробурено три скважины. Пиковый объем добычи на Долгинском ожидается в 6-7 миллионов тонн нефти в год.
Источник: "Нефть России"

••• 10.10.12 Министр природных ресурсов РФ Сергей Донской посетил ЗФИ и НЭС "Михаил Сомов".
8 октября Сергей Донской во время инспекционной поездки на архипелаг Земля Франца-Иосифа побывал и на легендарном научно-экспедиционном судне, флагмане Северного УГМС. Полет совершался на вертолете МИ-8 2 Архангельского объединенного авиаотряда, который базируется на борту НЭС "Михаил Сомов". В полете приняли участие член Совета Федерации, специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, председатель Совета по изучению производительных сил (СОПС) Глеб Фетисов, начальник Северного управления гидрометслужбы Леонид Васильев и ректор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова Елена Кудряшова.
Сергей Донской осмотрел судно, познакомился с работой экспедиции по обеспечению полярных станций. НЭС "Михаил Сомов" сейчас находится в основном рейсе – возвращается с Чукотки. В ходе рейса доставлены грузы и произведена смена полярников на гидрометстанциях на протяжении всего Северного морского пути. Приход "Михаила Сомова" в Архангельск планируется 12 октября. Во время встречи министра с экипажем обоснована необходимость строительства нового судна, учитывая большой срок эксплуатации НЭС "Михаил Сомов".
В ходе инспекционной поездки Сергея Донского на архипелаг Земля Франца-Иосифа производилась приемка работ по очистке острова Земля Александры от металлолома и остатков продуктов ГСМ.
Напомним, экспедиция по ликвидации экологического ущерба на загрязненных территориях архипелага Земля Франца-Иосифа стартовала из Архангельска 30 июля. На остров было доставлено необходимое оборудование, развернут полевой лагерь и промышленные площадки. Работы по утилизации продолжались около 2 месяцев. В результате остров Земля Александры полностью очищен. Всего собрано около 8,500 тонн арктического мусора. В настоящее время завершается вывоз спрессованных бочек. В следующем году уборка ЗФИ продолжится, намечены работы на острове Грэем-Белл.
Источник: Севметео

••• 09.10.12 ТНК Вьетнам (100%-дочернее общество ТНК-BP) успешно начала добычу газа на шельфовом месторождении Лан До.
Участок относится к Блоку 06.1, расположенному в 360 километрах к югу от провинции Бариа-Вунгтау. Добыча газа на месторождении Лан До началась в воскресенье, 7 октября 2012 года, в 20:40 по местному времени. Добыча ведется с использованием существующей инфраструктуры Блока 06.1: две подводные вертикальные скважины, пробуренные на глубине 185 метров, соединены с платформой Лан Тай 28-километровым трубопроводом диаметром 12 дюймов. Установленная мощность платформы Лан До - 5 миллионов кубических метров в сутки. Ожидается, что добыча газа на проекте составит до 2 миллиардов кубических метров газа в год.
"Разработка шельфовых месторождений имеет огромный потенциал с точки зрения долгосрочной стратегии развития ТНК-ВР и начало добычи газа на офшорном проекте Лан До – открывает новый этап в жизни нашей компании. Мы эффективно реализовали первый проект офшорных буровых операций в истории ТНК-ВР, доказав, что компания обладает необходимыми ресурсами и экспертизой для реализации таких сложных и комплексных проектов. Полученный опыт позволит ТНК-ВР и в дальнейшем успешно участвовать в разработке шельфовых месторождений нефти и газа", - заявил Исполнительный вице-президент по разведке и добыче Александ Доддс.
"Месторождение Лан До - первый проект по разработке шельфовых месторождений за последние 10 лет для команды "ТНК Вьетнам" и дебютный для группы ТНК-ВР. Мы с гордостью отмечаем это важное событие для нашей производственной деятельности во Вьетнаме. Для нас честь оставаться одной из ведущих газодобывающих компаний в этой стране", – заявил генеральный директор ТНК Вьетнам Хью Макинтош.
Проект по разработке месторождения Лан До был запущен в 2010 году и вступил в активную фазу в начале этого года. В апреле 2012 г. было успешно завершено бурение, в июле - проложен трубопровод, а в октябре - завершены монтажные работы и проведены гидродинамические исследования скважин, в ходе которых и был получен проектный приток газа.
Благодаря объединенным усилиям команды и поддержке со стороны всех участников процесса, проект удалось осуществить в установленные сроки, в рамках выделенного бюджета и без единого происшествия с временной потерей трудоспособности.
Источник: ТНК-ВР

••• 09.10.12 Российский морской регистр судоходства (РС) осуществит технаблюдение за строительством ледокола нового поколения.
10 октября на ООО "Балтийский завод – судостроение" состоится закладка дизель-электрического ледокола нового поколения мощностью 25 МВт.
Судно будет строиться под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС). Символ класса: КМ Icebreaker8 [2] AUT1-ICS OMBO FF2WS DYNPOS-2EPP ANTI-ICE HELIDECK-H WINTERIZATION (-40) ECO-S Special purpose ship.
Ледокол спроектирован в соответствии с самыми современными требованиями, предъявляемыми к судам данного класса, и будет оснащен оборудованием последнего поколения. Новое судно предназначен для самостоятельной проводки судов, работы в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов на трассе Северного морского пути, а также самостоятельной проводки судов на мелководных арктических участках и в устьях рек, обеспечения выгрузки грузов на припай, буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, оказания помощи судам и выполнения аварийно-спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде, совершения экспедиционных рейсов, выполнения функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, буровых и нефтедобывающих платформах.
Основные характеристики: длина: 142,0 м; ширина: 29,0 м; высота борта: 16,2 м; осадка наибольшая: 9,50 м; водоизмещение полное: 22130 тонн; валовая вместимость: ок. 20450; мощность главных ДГ: 4х8700 КВт; экипаж: 38 чел.; специальный персонал: 90 чел.
Основанный в 1913 году, Российский морской регистр судоходства (РС) является одним из ведущих классификационных обществ. Признан Европейским Союзом. Член Международной ассоциации классификационных обществ. Деятельность РС направлена на повышение стандартов безопасности мореплавания, сведение к минимуму отрицательного воздействия результатов деятельности человека на окружающую среду посредством использования научно обоснованных оценок рисков и процедур управления рисками.
Источник: РС

••• 09.10.12 "Адмиралтейские верфи" планируют передать заказчику НЭС "Академик Трёшников" 10 октября 2012 года.
ОАО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург) планируют передать заказчику научно-экспедиционное судно (НЭС) "Академик Трёшников" 10 октября 2012 года.
Судно проекта 22280 строилось для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет). Оно предназначено для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции. Судно было спущено на воду 29 марта 2011 года. Летом 2011 года судно прошло первые ходовые испытания.
"Адмиралтейские верфи" были основаны в 1704 году. Предприятие входит в "Западный центр судостроения" "Объединенной судостроительной корпорации". ОАО "Адмиралтейские верфи" специализируется на проектировании, производстве и модернизации судов гражданского флота, а также на строительстве кораблей военного назначения.
Источник: Portnews

••• 09.10.12 Атомный ледокол "Россия" завершает рейс "Арктика-2012".
Атомный ледокол "Россия" во вторник завершает рейс по снятию дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс-39" (СП-39) и высадке СП-40, пройдя в общей сложности более 5,5 тысячи морских миль (10,3 тысячи километров).
Высокоширотная морская экспедиция "Арктика-2012" организована Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Росгидромета (ААНИИ). Из Мурманска атомоход "Россия", принадлежащий ФГУП "Атомфлот" госкорпорации "Росатом", вышел 8 сентября в 15.00 мск. СП-39 официально завершила свою работу в 22.20 мск 17 сентября, а льдину для новой станции нашли 27 сентября. Станция СП-40 была открыта 1 октября на 85-м градусе северной широты и 143 градусах восточной долготы.
Около 6.00 мск вторника ледокол встанет на якорь на рейде Мурманска. После прохождения всех таможенных и пограничных формальностей "Россия" пришвартуется к причалу на базе "Атомфлота". Раньше всех атомоход покинут сотрудники дрейфующей станции СП-39, затем, в течение нескольких дней уедут в Петербург и сотрудники морского отряда. Одновременно с разгрузкой имущества и оборудования ААНИИ, привезенного со станции, на "России" начнется смена экипажа.
По плану атомоход должен выйти из Мурманска на работу в восточной части Северного морского пути уже 16 октября.
Источник: Атомфлот

••• 08.10.12 В Архангельск из рейса №4 возвращается научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов".
На этот раз задачей судна стало завершение двух экспедиций – с острова Земля Александры государственного заказника "Земля Франца-Иосифа" "Профессор Молчанов" забрал часть участников экологической экспедиции Русского Географического общества по проведению ликвидации накопленного экологического ущерба на островах архипелага ЗФИ. Напомним, что экспедиция стартовала в конце июля 2012 года. В следующем году уборка этих островов продолжится, а также начнётся на островах Грэем-Белл и Гофмана.
Вторая экспедиция - комплексная научная экспедиция национального парка "Русская Арктика". Примечательно, что ученых во главе с заместителем директора нацпарка по науке, орнитологом Марией Гаврило, на острова ЗФИ также доставлял "Профессор Молчанов". Ученые пробыли на архипелаге 2 месяца, за это время они провели уникальные исследования на 34 островах.
В ходе работы ученые обследовали более 30 птичьих базаров и 7 лежбищ моржей, установили, что популяции морских птиц на архипелаге растут. Наиболее интенсивные работы были проведены в области географии. В результате изучения особенностей рельефа установлена высокая интенсивность подъёма архипелага в конце четвертичного периода, сопровождавшаяся увеличением напряжений в земной коре. Также собрана уникальная научная коллекция образцов древесины, ракуши, костей китов, рыхлых осадков, торфа, воды, снега и льда.
Ученые провели геоморфологические описания серии памятников историко-культурного наследия и оценили их состояние с точки зрения грозящих им природных опасностей. Выполнена серия геоботанических описаний, собран уникальный по географическому охвату архипелага гербарий цветковых растений, мхов и лишайников.
Экспедиция стала возможной благодаря поддержке проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды России "Укрепление морских и прибрежных ООПТ России", гранта по Программе изучения атлантического моржа WWF России и совместной Программы космического мониторинга атлантического моржа WWF и СканЭкс.
Оставшихся участников экспедиции с острова Гукера в Архангельск доставит грузовое судно "Технолог Конюхов". Его прибытие в столицу Поморья ожидается в первой половине октября.
Источник: "Русская Арктика"/Севметео

••• 08.10.12 Ледокол "Капитан Косолапов" вернулся из Арктики.
Ледокол Архангельского филиала Росморпорта "Капитан Косолапов" вернулся в морской порт Архангельск после длительного плавания в Карском море, где обеспечивал безопасность проведения сейсмических исследований судном Western Trident (WesternGeco) по контракту с ЗАО "Белфрахт".
Общая продолжительность работы ледокола составила 95 суток, в том числе 74 суток судно было на ходу. В период рейса ледокол "Капитан Косолапов" прошел свыше 9,2 тыс. морских миль.
Ледокол "Капитан Косолапов", флаг Россия, порт приписки Архангельск был построен 14 июля 1976 года. Судостроитель: STX Finland Oy (Wartsila Helsinki), владелец: ФГУП Росморпорт, Архангельский филиал. Водоизмещение 2048 тонн, дедвейт 365 тонн. Длина 56,3 метра, ширина 16,02 метра, высота борта 6,0 метров, осадка 4,2 метра. Скорость хода 13,2 узла.
Источник: Росморпорт

••• 05.10.12 Завершился первый этап по доставке второй высокотехнологичной СПБУ "Незалежність" в Украину.
Буровую установку, с которой непосредственно связаны планы по значительному увеличению добычи газа на шельфе Черного и Азовского морей, доставили из Сингапура в Черное море. Транспортировка продолжительностью более полутора месяцев и протяженностью более 11 тысяч миль прошла через Индийский и Атлантический океаны, Яванское, Средиземное, Эгейское и Мраморное моря. Большую часть пути СПБУ весом около 16 тысяч тонн преодолела на полупогружном судне Xiang Yun Kou и была спущена на воду для буксировки на плаву в субботу, 29 сентября, на рейде греческого порта Кавала.
4 октября 2012 года, состоялась уникальная операция по транспортировке СПБУ "Незалежність" через пролив Босфор. Для осуществления прохода под двумя мостами пролива еще на судоверфи производителя, как и в случае с СПБУ "Петр Годованец", на буровой установке демонтировали части трех опорных колонн и буровой вышки. Их доставят в Черное море на СПБУ и полупогружном судне, которое транспортировало буровую установку из Сингапура. После окончания многочасовой операции по проходу пролива специализированное судно "Магнус", которое буксирует СПБУ, ввзяло курс на турецкий порт Гиресун. Там проведут монтаж, оборудование, испытания и пусконаладочные работы. После чего СПБУ "Незалежність" отбуксируют на базу бурения и обустройства и далее - на платформу БК-2 Одесского месторождения газа, строительство которой "Черноморнефтегаз" сейчас ведет.
Планируется, что на точку бурения вторая высокотехнологичная СПБУ "Незалежність" ГАО "Черноморнефтегаз" станет до конца года.
Источник: Черноморнефтегаз

••• 05.10.12 "Нафтогаз Украины" объявил открытый конкурс на сейсморазведку площади Палласа на черноморском шельфе Украины.
Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" объявила открытый конкурс на проведение сейсмологических исследований 3D на площади Палласа.
Программой работ согласно лицензионному соглашению об условиях пользования недрами, являющейся неотъемлемой частью полученного Компанией Специального разрешения на пользование недрами площади Палласа, предусмотрено проведение:
сейсморазведочных исследований 3D (2011 - 2012 г.),
бурение параметрической скважины (5350 м) (2013 г.),
бурение двух поисковых скважин (2014 - 2017 г.),
бурение разведочных и эксплуатационных скважин (2017 - 2026 г.).
Для выполнения указанной Программы работ по Соглашению в первую очередь необходимо выполнить сейсморазведочные исследования 3D.
В дальнейшем предполагается бурение 15 разведочных и 162 эксплуатационных скважин глубиной от 4950 м до 6050 м. Ожидаемая продолжительность сооружения скважины на структуре Палласа - около шести месяцев.
Структура Палласа расположена в южной части Прикерченского шельфа Черного моря на трансграничной акватории Украины и России. Площадь структуры Палласа составляет около 200 кв. км. Глубина моря в точке проектной параметрической скважины составляет 460 м. Площадь структуры - около 200 кв.км. Перспективные извлекаемые ресурсы углеводородов оцениваються в количестве 145 млн. тонн.
Источник: Нафтогаз Украины

••• 04.10.12 Gazprom Marketing&Trading выполнит первую в мире перевозку сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути.
В этом месяце танкер "Река Обь", предназначенный для перевозки СПГ, зафрахтованный группой Gazprom Marketing&Trading (дочерняя структура "Газпрома" ) и управляемый компанией Dynagas, совершит первый в мире грузовой рейс по перевозке партии СПГ по Северному морскому пути.
На прошлой неделе экипаж танкера разгрузил свое судно в Японии и пополнил запасы топлива и провизии в Южной Корее, после чего порожняком направился в Западную Европу по Севморпути. Согласно графику, судно должно миновать Мыс Дежнева - самую восточную точку континентальной России - и войти в Чукотское море для встречи с российским атомным ледоколом "50 лет Победы", запланированной примерно на 9 октября.
Танкер "Река Обь" был построен в 2007 г., имеет ледовый класс 1А (по регистру Ллойда) и оснащен разнообразным оборудованием для работы в условиях низких температур. Экипаж судна успешно проявил себя при работе во льдах в 2009-2011 гг., когда танкер был зафрахтован компанией Gazprom Marketing&Trading для экспорта СПГ с проекта "Сахалин-2", первого российского проекта по производству СПГ, основным учредителем которого является ОАО "Газпром".
Как сообщил директор отдела поставок и логистики компании Gazprom Marketing&Trading Николай Григорьев, одной из задач этого пробного рейса танкера "Река Обь" является сбор данных и проверка того, насколько пригоден Северный морской путь с технической и коммерческой точки зрения для международной торговли СПГ.
Источник: "Нефть России"

••• 04.10.12 "Стройтрансгаз" построит Арктический терминал для "Газпром нефти" в ЯНАО.
ОАО "Стройтрансгаз" признано победителем тендера на выполнение работ по проектированию, поставке оборудования и материалов, строительству и вводу в эксплуатацию Арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения морским путем через Обскую губу.
"Стройтрансгаз" одержал победу, выступая во главе консорциума, в который вошли ведущие компании, специализирующиеся в различных областях работы на континентальном шельфе. Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано с эксклюзивным перевозчиком нефти в Арктике ОАО "Совкомфлот", ООО "Институт "Шельф" (г.Симферополь), имеющим опыт проектирования северного терминала "Варандей", компанией Van Oord offshore b.v. (Нидерланды), выполнявшей дноуглубительные и подводно-технические работы при строительстве газопроводов Голубой поток и Северный поток.
Первым этапом работ станет составление проектной документации, а также получение необходимых разрешений и согласований, после чего подрядчик начнет поставку к месту строительства - мысу Каменному материалов, оборудования и техники. Мощность терминала будет определена по итогам подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Затем специалисты начнут строительно-монтажные работы, а позднее приступят к пуско-наладочному процессу и вводу в эксплуатацию Арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти с берегового комплекса Новый Порт. Сырье будет доставляться с месторождения по 100-километровому трубопроводу. Также в порту предусмотрено строительство четырех резервуарных хранилищ, объем каждого из которых - 10 тыс. кубометров.
После проведения опытно-промышленной эксплуатации на Новопортовском месторождении будет определен объем добычи нефти на период полномасштабной разработки. "Газпром нефть" подтвердила возможность круглогодичного вывоза нефти с Новопортовского месторождения морским путем через Обскую губу весной 2011 года. Опытный заход атомного ледокола "Вайгач" из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный был совершен в конце апреля, в период наиболее сложной ледовой обстановки, когда толщина льда достигает максимальной величины - двух метров.
Новопортовское месторождение расположено на полуострове Ямал в 30 км от побережья залива Обская губа. Запасы месторождения составляют 220 млн тонн извлекаемой нефти и 260 млрд кубометров газа. К 2030 году добыча газа с месторождений Обской и Тазовской губ, а также прилегающей суши может превысить 50 млрд кубометров.
Источник: Finam

4 октября – День основания г. Мурманска. С 96-летием родного города!

••• 03.10.12 Япония провела первую в своей истории добычу сланцевой нефти с собственного месторождения.
Компания Japan Petroleum Exploration Company Limited (JAPEX) успешно провела первую в своей истории добычу сланцевой нефти в префектуре Акита, север острова Хонсю.
Разработка первого в Японии месторождения сланцевой нефти или, как ее еще называют, горючего сланца велась компанией долгое время. Согласно ее сообщению, объем запасов месторождения в Аките равен примерно 5 млн баррелям, что, в принципе, немного - около 10 проц годовой потребности страны. Однако нынешний успех может стать настоящим прорывом для Японии в области разработки и производства технологий добычи сланцевой нефти - именно на это компанией и делался упор.
Добыча "искусственной нефти" сложна и требует самых современных технологий, поэтому на данный момент сланец еще не стал полноценным конкурентом обычному "черному золоту". Но в последние годы наметилась тенденция к активному развитию этой отрасли, особенно в США, где сконцентрированы основные мировые запасы горючего сланца - около 52 проц. Так, минувшим летом американское Управление энергетической информации опубликовало прогноз, согласно которому к 2035 году добыча сланцевой нефти с восьми имеющихся сейчас в стране месторождений составит 20,5 проц от общего объема производства углеводородов.
Источник: "Нефть России"

••• 03.10.12 Dala Group (Казахстан) запустила в Керчи терминал по перекачке сжиженного газа.
Группа компаний Dala Group ввела в эксплуатацию в Керчи терминал по перекачке сжиженного газа из железнодорожных цистерн на морской транспорт. Терминал будет предоставлять услуги по перекачке сжиженного газа из железнодорожных цистерн для дальнейшей транспортировки морским транспортом в европейские страны и Турцию.
Терминал состоит из причала для налива сжиженных углеводородных газов (СУГ) в танкеры-газовозы грузоподъемностью до 5 тысяч тонн, баз хранения СУГ объемом 8 тысяч кубических метров, лаборатории, станции смешивания газов, а также железнодорожной инфраструктуры. Предприятие планирует переваливать до 1 миллиона тонн сжиженного газа в год.
Оператором объекта выступает частное акционерное общество "Азиатско-Европейский газовый терминал" (Керчь).
Владельцами частного акционерного общества "Азиатско-Европейский газовый терминал" являются казахстанские компании "Дала-Транс" и Dala Group.
Источник: ИА Новости-Казахстан

••• 03.10.12 Высокоширотная экспедиция "Арктика-2012" - научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс-40" приступила к работе.
Грузовые и транспортные операции по высадке на дрейфующий лёд очередной юбилейной научно-исследовательской станции "Северный полюс–40" с борта а/л "Россия" ФГУП "Атомфлот" в ходе высокоширотной экспедиции "Арктика-2012" ААНИИ Росгидромета успешно завершены.
Государственный флаг Российской Федерации поднят на станции "Северный полюс–40" в 23 часа 45 минут московского времени 01 октября 2012 г. в координатах 85 град. 12 мин. с.ш. 142 град. 50 мин. з.д. На станции развернута система жизнеобеспечения, функционирует метеорологический комплекс. В 21 час UTC (Всемирного координированного времени) передана первая метеосводка. На станции остались работать 16 полярников. Начальник станции – Н.И. Фомичев.
Работы по размещению станции СП-40 начались 28 сентября. Льдина представляет собой поле сморози старого (возрастом более двух лет) и однолетнего льда с преобладанием старого льда. Размер ледяного поля в поперечнике превышает три километра. Толщина льда составляет более 2 м. Грузовые операции по развёртыванию новой станции велись в круглосуточном режиме при использовании тракторов и вертолёта. Выгрузке станции предшествовали продолжительные (более одной недели) поиски приемлемой по своим характеристикам льдины. Поиски были затруднены рекордно малым количеством дрейфующего льда в Арктике, наблюдавшимся нынешним летом. Как известно, площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана достигла в сентябре исторического минимума, превзойдя в этом отношении 2007 год.
Программа научных наблюдений СП-40 носит комплексный характер и включает океанографические, метеорологические, аэрологические, ледовые наблюдения, исследования в области энергомассообмена в системе атмосфера-лед-океан, а также большой комплекс специальных наблюдений. На станции применяются самые современные измерительные приборы и технологии. Главной задачей является продолжение мониторинга состояния природной среды в Арктическом бассейне. Данные наблюдений на дрейфующих научно-исследовательских станциях "Северный полюс" являются важной составной частью глобального массива данных о состоянии атмо-, гидро- и криосферы, которая является основой для объективных оценок текущего состояния планетарной климатической системы и ее изменений.
02 октября 2012 г в 08 часов 00 минут а/л "Россия" покинул расположение станции, направляясь в порт приписки Мурманск с выполнением попутных научных наблюдений.
Источник: Пресс-служба ААНИИ"

••• 03.10.12 "ЛУКОЙЛ Оверсиз" подписал новое СРП по геологоразведке морского участка в Гвинейском заливе.
2 октяьря в Абиджане (Республика Кот д’Ивуар) "ЛУКОЙЛ Оверсиз", дочернее предприятие ОАО "ЛУКОЙЛ", подписал с правительством страны соглашение о разделе продукции по морскому блоку CI-524 в Гвинейском заливе.
Блок CI-524 площадью около 450 кв. км и глубинами от 800 до 1500 м представляет собой восточную часть блока CI-401, на котором "ЛУКОЙЛ Оверсиз" работает с 2006 года. Участники проекта: "ЛУКОЙЛ Оверсиз" - 60% (оператор), PanAtlantic (бывшая Vanco) - 30% и государственная PETROCI Holding - 10%.
На блоке выявлена крупная перспективная структура Барракуда. Минимальная программа геологоразведочных работ по блоку состоит из трех периодов: первый рассчитан на 1,5 года и включает в себя переобработку существующей сейсмики 3D (при необходимости будет проводиться дополнительная сейсморазведка), два других периода общей продолжительностью 6 лет предусматривают бурение двух разведочных скважин.
Источник: "ЛУКОЙЛ Оверсиз"

••• 02.10.12 Компания "Нафтогаз Украины" объявила проведение процедуры открытых торгов на приобретение двух полупогружных плавучих морских буровых установок.
Ориентировочная стоимость двух новейших ППБУ составит 1,4 млрд. долл. США, год выпуска - не ранее 2012 года. Конечный срок подачи предложений - 29 октября 2012 года.
Финансирование закупки буровых платформ будет осуществляться за счет заимствований Компании и не потребует привлечения бюджетных средств, направляемых на выполнение социальных программ правительства.
Учитывая среднюю стоимость углеводородного сырья в 2012 году, экономический эффект достигнет примерно 20 млрд. долл. США. Срок окупаемости проекта составит 7-8 лет.
По данным геологического изучения значительные залежи углеводородного сырья Черноморского бассейна находятся на средних глубинах моря - от 120 до 1000 метров.
Первоочередным объектом для освоения на средних глубинах моря (120-1000 м) рассматривается площадь Палласа, которая находится при глубине моря 450-850 метров. Прогнозируемые запасы свободного газа в пределах участка Палласа составляют около 120 млрд.м.куб газа (в т.ч. украинских часть - 86 млрд.куб.м), растворенного газа - 8,6 млрд.куб.м (в т.ч . украинская часть - 8,2 млрд.куб.м), нефти и газового конденсата - 70 млн. тонн (в т.ч. украинских часть - более 45 млн. т).
Планируется, что на этапе разработки нефтегазоносных объектов в Черном море будет осуществлено бурение около 200 эксплуатационных скважин глубиной бурения от 4950м до 6050м.
Как сообщалось ранее, приобретенные Компанией СПБУ "Петро Годованець" и "Незалежність" позволяют разрабатывать мелководные участки шельфа Черного и Азовского морей (до 120 метров), которые одновременно являются наиболее исследованными.
Приобретение Компанией высокотехнологичного и эффективного бурового оборудования для осуществления поисково-разведочных работ и эксплуатационного бурения на мелких (до 120м) и средних (от 120м до 1000м) глубинах является необходимым условием для наращивания собственной добычи углеводородов, уменьшения объемов закупки дорогого импортного энергоресурса и укрепление энергетической независимости государства.
Источник: Нафтогаз Украины

••• 02.10.12 Станция "Северный полюс-40" начала свою работу 1 октября.
Дрейфующая научно-исследовательская станция "Северный полюс-40" официально начала свою работу 1 октября в 23.45 мск, с того момента, когда на ней был поднят государственный флаг РФ.
Льдина, на которой расположена станция, находится на 85-м градусе северной широты и 143 градусах восточной долготы.
Зимовать на дрейфующей льдине будут 16 человек во главе с начальником СП-40, опытным полярником Николаем Фомичевым.
Источник: РИА Новости

••• 02.10.12 Геологоразведочные работы станут приоритетным направлением для ТНК-ВР на предстоящие годы.
Об этом сообщил журналистам вице-президент компании по геологоразведке Кристофер Инчкомб. Он рассказал, что ТНК-ВР ведет ГРР в основном в регионах, приближенных к действующей нефтяной инфраструктуре, однако планируется работа в более отдаленных территориях - на Ямале и в Арктике. По словам топ-менеджера, компания пытается сократить время необходимое на цикл геологоразведочных работ. "Сегодня, чтобы получить лицензию и начать бурение, требуется около трех лет. Например, на Ямале мы получили лицензию около 8 лет назад, а начать добычу, планируем еще лет через 5, - отметил Кристофер Инчкомб. - Поэтому есть необходимость в сокращении сроков ГРР".
Также в ТНК-ВР рассматривается международный опыт бурения в различных условиях. Например, в Бразилии практикуется использование модальных буровых станков, они намного легче и намного проще в управлении. "Мы не будем импортировать технологии из Бразилии, но надеемся подвигнуть российских инвесторов к использованию таких станков в РФ уже следующей зимой или через два года", - заявил Кристофер Инчкомб.
Он так же отметил, что предстоящей зимой ТНК-ВР планирует начать бурение в Тимано-Печорском бассейне. Несмотря на негативные результаты ряда российских компаний, ТНК-ВР надеется успешно открыть запасы углеводородов в этом регионе.
ТНК-ВР осуществляет целый комплекс геологоразведочных работ в регионах деятельности компании. Основные работы направлены на поиск и разведку месторождений-спутников, т.е. мелких месторождений, расположенных вблизи освоенных месторождений с развитой инфраструктурой и доразведку существующих запасов.
Источник: "Самотлор-экспресс"

••• 02.10.12 Самое передовое в Китае научно-исследовательское судно "Кэсюэ" передано для эксплуатации.
Морское научно-исследовательское судно "Кэсюэ" ("Наука"), разработанное Китаем с опорой на собственные силы, передано для эксплуатации в городе Циндао (пров. Шаньдун, Восточный Китай). Новый флагман научного флота Китая предназначен для обеспечения деятельности китайских морских экспедиций и оснащен современной аппаратурой и различным научным оборудованием.
Общий объем капиталовложений в строительство "Кэсюэ" составил 550 млн юаней (87,3 млн долл США). Его полный тоннаж - 4711 т, длина - 99,8 м, ширина - 17,8 м, дальность плавания - 15000 морских миль, скорость - до 15 узлов. Судно способно вести непрерывную работу в море в течение 60 дней имея на борту 80 человек команды и научного персонала.
Как сообщил директор Института океанографии Академии наук Китая (АНК) Сунь Сун (Sun Song), новое судно обладает высоким уровнем мореходности и отличается надежностью и практичностью. Оснащенное современной системой зондирования и аппаратурой для научных экспериментов, оно принадлежит к числу самых передовых в мире морских научно-исследовательских судов и будет использоваться в качестве одного из главных судов страны для осуществления морских экспедиций в течение предстоящих 10-20 лет.
В 2010 году Учанская компания судостроительной промышленности начала строительство судна "Кэсюэ" (Kexue) для Института океанографии АНК. 30 ноября 2011 года оно было спущено на воду в г. Ухань.
Источник: Синьхуа

••• 01.10.12 Губернатор Александр Хорошавин считает необходимым расширять производственные мощности сахалинского завода СПГ.
Об этом глава островного региона заявил в ходе состоявшейся встречи с представительным директором, исполнительным вице-президентом компании "Мицуи энд Ко. ЛТД" Кавасима Фуминобу, сообщает пресс-секретарь губернатора.
Как отметил А. Хорошавин, в настоящее время отмечается повышение спроса на островной СПГ со стороны Японии. В 2011 г. в Страну восходящего солнца было поставлено 11 дополнительных партий сахалинского газа. На этот год запланировано 16 сверхплановых стандартных партий.
"В ходе конференции "Нефть и газ Сахалина" прозвучало, что наши японские коллеги считают крайне актуальной концепцию расширения завода СПГ. Мы тоже являемся сторонниками этой инициативы путем строительства третьей линии в рамках Соглашения о разделе продукции мощностью до 5 млн. тонн. И в этом вопросе поддержка компании "Мицуи" имеет для нас важное значение", - сказал губернатор.
Учитывая уже созданную инфраструктуру, в том числе современный терминал нефти и газа, затраты на расширение завода СПГ будут минимальными, проект должен быть конкурентоспособен.
Источник: РИА "Сахалин-Курилы"

••• 01.10.12 Первая скважина ППБУ "Полярная звезда" на шельфе Сахалина.
ООО "Газфлот" завершило строительство первой эксплуатационной скважины на Киринском газоконденсатном месторождении. Работы проводились в рамках договора с ООО "Газпром добыча шельф" (инвестор ОАО "Газпром"). Строительство эксплуатационной скважины Р5 осуществлялось с плавучей полупогружной буровой установки "Полярная звезда" путем расконсервации и обустройства ранее пробуренной разведочной скважины.
На точку строительства установку доставили из порта Холмск. ППБУ сопровождали траспортно-буксирные суда "Сатурн" и "Нептун", которые впоследствии осуществляли снабжение установки и несли аварийно-спасательное дежурство в районе проведения работ. Смену экипажа обеспечивало пассажирское судно "Пеликан".
Работы по обустройству скважины выполнялись с привлечением таких компаний, как Mi SWACO, Schlumberger, FMC, Weatherford и других.
При обустройстве данного месторождения впервые в истории освоения российского шельфа используется технология подводной добычи.
Успешное завершение строительства первой скважины с подводным заканчиванием подтвердило высокую квалификацию персонала ППБУ "Полярная звезда", а также полную работоспособность всех систем и механизмов установки.
На Киринском месторождении ООО "Газфлот" работает с 2009 года. Его природно-климатические и геологические условия хорошо известны специалистам компании, которые за это время полностью выполнили программу геологоразведочных работ, завершили строительство разведочных скважин №2 и №3 и осуществили подготовку месторождения к разработке.
Киринское ГКМ является первоочередным объектом освоения восточного шельфа России. Оно расположено в 28 км от северо-восточной части острова Сахалин, а глубина моря в районе месторождения составляет порядка 90 м.
Завершив работы на скважине Р5, ППБУ "Полярная звезда" перешла на новую точку и приступила к строительству очередной эксплуатационной скважины на Киринском газоконденсатном месторождении.
Источник: ООО "ГАЗФЛОТ"

••• 28.09.12 НИС "Профессор Молчанов" участвует в программе по очистке Арктики.
27 сентября судно Северного управления гидрометслужбы "Профессор Молчанов" вышло в рейс №4. На этот раз оно держит путь на Архипелаг Земля Франца-Иосифа для выполнения задания в рамках федеральной программы по ликвидации экологического ущерба в Арктике.
Участники первого этапа очистки Арктики отправились из Архангельска в начале августа на сухогрузе "Технолог Конюхов" и научно-исследовательском судне "Поларис". В течение двух месяцев они очищали от мусора острова Земля Александры и Гукера. На Землю Франца-Иосифа была доставлена большая партия тяжелой техники: краны, бульдозеры, грузовики, экскаваторы, научное оборудование. Развернут лагерь и промышленные площадки. В итоге планируется вывезти на "большую землю" около 65 тысяч бочек с нефтепродуктами.
НИС "Профессор Молчанов" заберет большую часть экспедиции. Кроме того начальником отдела государственной наблюдательной сети Северного УГМС В.В. Шевченко будет выполнена инспекция ОГМС им. Э.Т. Кренкеля.
Судно прибудет в Архангельск предварительно 8 октября.
Источник: Северное УГМС

••• 28.09.12 "Газпром нефть шельф" в Печорском море проводит учебно-тренировочные занятия по развертыванию оборудования морского комплекса для ликвидации разливов нефти (ЛРН).
27 сентября 2012 г. в Печорском море вблизи МЛСП "Приразломная" начались учебно-тренировочные занятия экипажа судна ТБС "Кигориак".
В период с 27 по 28 сентября 2012 г. аналогичные занятия проведет экипаж судна МФЛС "Владислав Стрижов".
В мероприятии принимают участие представители компаний "Экошельф-Балтика" и LAMOR Corporation Ab.
В ходе занятий планируется развертывание морских нефтесборных бонов и проверка работы скиммеров. Суда выполнят построение рабочим ордером и маневрирование с развернутым аварийным нефтесборным оборудованием. Будут отработаны приемы эксплуатации и управления оборудованием ЛРН в реальных морских условиях.
ООО "Экошельф-Балтика" - профессиональное аварийно-спасательное формирование, специализирующееся на ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Балтийском море и внутренних водах России. Является официальным партнером LAMOR Corporation Ab - мирового лидера по производству нефтесборного оборудования.
Компания "Экошельф-Балтика" заключила договор с ООО "Газпром нефть шельф" на обеспечение аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти.
Источник: "Газпром нефть шельф"

••• 28.09.12 Правительство Сахалинской области рассчитывает на реализацию ряда новых шельфовых проектов, сопоставимых по своим масштабам с проектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Об этом заявил губернатор Александр Хорошавин на 16-й международной конференции "Нефть и газ Сахалина".
По мнению А.Хорошавина, важным для региона является развитие новых крупных шельфовых проектов, среди которых прежде всего "Сахалин-3", включающий в себя Киринское газоконденсатное месторождение и лицензионные участки Киринский, Айяшский, Восточно-Одоптинский и Венинский на шельфе Охотского моря. Извлекаемые запасы месторождений оцениваются в 700 млн т нефти и 1,3 трлн куб. м газа. Лицензии на разработку выданы ОАО "Газпром" и ОАО НК "Роснефть". В частности, в 2012г. завершаются работы по обустройству перспективного Киринского газоконденсатного месторождения, где впервые в России добыча углеводородного сырья будет целиком осуществляться с помощью подводно-добычных комплексов. Выход на проектную мощность месторождения ожидается в 2015г.
Ввод в разработку месторождений Киринского газоконденсатного месторождения, а также Киринского блока позволит внести существенный вклад в реализацию Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения и сахалинской программы газификации.
Кроме того, на сегодняшний день "Роснефть" проводит геологическое изучение на пяти лицензионных участках шельфа Сахалина: Венинском - проект "Сахалин-3", Астрахановское Море - проект "Сахалин-4", Кайгано-Васюканском - проект "Сахалин-5" и Северное Чайво. На Лебединском лицензионном участке с июля 2012г. одновременно с продолжением геологоразведочных работ осуществляется пробная добыча нефти. С 2016г. на этом месторождении планируется начать промышленную добычу.
Источник: Пресс-служба Правительства Сахалинской области

••• 27.09.12 Информация о ходе высокоширотной арктической экспедиции "Арктика-2012" ФГБУ "ААНИИ".
Экспедиция на борту а/л "Россия" в период с 19 по 26 сентября производила обследование перспективных районов предполагаемой организации дрейфующей станции "Северный полюс-40" в ходе авиационных рекогносцировок с применением вертолёта и непосредственных измерений характеристик льдины с высадкой группы ледоисследователей на лёд. По ходу движения ледокола проводились метеорологические и океанографические наблюдения.
26 сентября в координатах 85 град. 09 мин. с.ш., 143 град. 43 мин. з.д. найдено поле сморози многолетнего и однолетнего льда, в юго-западной части которого преобладает старый лед с ровными площадками и размерами до двух километров в поперечнике.
27 сентября после обследования ледяных полей, выбора мест для размещения основных объектов станции и прокладки трасс безопасного продвижения тяжеловесных транспортных средств приступили к выгрузке имущества дрейфующей станции с ледокола на лед. Грузовые операции ведутся в круглосуточном режиме.
Источник: Пресс-служба ААНИИ

••• 27.09.12 "Росгеология" может поглотить не вошедшие в госхолдинг шельфовые геологоразведочные предприятия.
Об этом в интервью журналу "RusEnergy: Разведка и добыча" рассказал и.о. генерального директора "Росгеологии" Андрей Третьяков.
"Нам не хватает несколько предприятий, чтоб превратить "Росгеологию" в мощную разведочную компанию, с полноценным морским направлением, - цитирует Третьякова RusEnergy. - Думаю, что мы в ближайшее время предложим руководству страны оптимальное решение этого вопроса в государственном масштабе. Если мы и дальше будем выполнять работы для "Роснефти", и она будет заинтересована в нас как в надежном партнере по офшорным работам, то тогда нам нужно будет консолидировать те предприятия, которые занимаются шельфом".
Говорить о конкретных объектах для поглощения Третьяков счел преждевременным. Напомним, что шельфовой сейсмикой в стране занимаются в том числе такие крупные компании, как "Севморнефтегеофизика" и "Дальморнефтегеофизика".
Источник: RusEnergy

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]