Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов о развитии Мурманского транспортного узла


Нефтяные новости Мурмана


••• 27.11.2003  Правление "Газпрома" одобрило основные положения Концепции работы компании на шельфе РФ. Концепция разработана ООО "ВНИИГАЗ" совместно с департаментом по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО "Газпром" и ООО "Газфлот". 
Цели концепции: обоснование направлений деятельности ОАО "Газпром" в области поиска, разведки и разработки ресурсов газа и нефти на континентальном шельфе; определение сроков реализации проектов освоения месторождений шельфа, исходя из условий обеспечения необходимых уровней добычи газа; формирование новых районов добычи; создание необходимых технических средств для освоения шельфа с учетом экономической эффективности инвестиций.
В рамках концепции разработана программа морских поисково-разведочных работ на нефть и газ до 2030 года. В программе определены необходимые объемы сейсмических работ, инженерных исследований и глубокого бурения на шельфах Баренцева, Карского, Печорского, Каспийского, Черного и Азовского морей. Правление поручило на основе концепции разработать в 2004 году "Программу освоения ресурсов углеводородов на шельфе РФ до 2030 года" как составную часть "Программы развития ОАО "Газпром" на период до 2030 года".
В течение месяца должен быть разработан и представлен на утверждение перечень первоочередных работ на 2004-2006 г.г. по освоению месторождений на шельфе России. Перечень должен включать следующие основные направления деятельности: получение лицензий на перспективные месторождения; добычу газа на Северо-Каменномысском месторождении в Обской губе; добычу и производство СПГ на Штокмановском месторождении; добычу нефти на Приразломном месторождении; подготовку к освоению структуры Центральная в Каспийском море; организацию научно-технического сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями по внедрению прогрессивных технологий при освоении месторождений.
Концепция направлена на создание Штокмановского, Обско-Тазовского и Приямальского газодобывающих районов, а также Печорского нефтедобывающего района. Реализация Концепции позволит добывать в этих районах, начиная с 2030 года, более 170 млрд. куб. м газа и 20 млн. тонн нефти. В дальнейшем добыча газа будет увеличена до 250-300 млрд. куб. м в год. 

••• 25.11.2003  Норвежская государственная нефтегазовая компания "Статойл" сообщила о проведении переговоров с "Газпромом" об участии в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. "Статойл" предлагает российской стороне передовые технологии газодобычи, используемые при разработке месторождения "Белоснежка", промышленная добыча газа на котором начнется в 2006 году. Норвежская компания разработала долгосрочную программу освоения месторождения "Белоснежка" в норвежской части Баренцева моря, а также программу участия компании в освоении российского Штокмановского месторождения, которое сейчас разрабатывается ЗАО "Cевморнефтегаз" - совместным предприятием "Газпрома" и "Роснефти". 
Специалисты "Статойл" планируют ежегодно производить и экспортировать с месторождения "Белоснежка" почти шесть миллиардов кубометров газа на американский и европейский рынки. 
"Белоснежка" находится в 180 километрах севернее норвежского побережья Баренцева моря. Открыли месторождение в 1984 году, долгое время велись исследования с целью выработки правильного решения, чтобы не нанести вреда рыболовству и окружающей среде. 
РуководителЬ отдела информации нефтяной компании "Статойл" Сверре Койедалл заявил: "Мы использовали множество ресурсов при выборе правильного решения. В том числе - и позволяющего избежать утечки в воду и выбросов в атмосферу. И сейчас мы думаем, что это самый безопасный проект, который когда-либо осуществлялся в Баренцевом море".

••• 22-23.09.2003  В Петербурге в рамках энергетического диалога между Россией и США, направленного на углубление партнерского сотрудничества между топливно-энергетическими секторами и активизацию инвестиционной деятельности во всех отраслях энергетики, прошел Второй российско-американский деловой энергетический саммит.
В ближайшие 20 лет на развитие ТЭК в России потребуется около 500 млрд. долларов инвестиций, сообщил выступивший на нем министр энергетики России Игорь Юсуфов. Еще 200 млрд. долларов необходимы на развитие машиностроения и смежных отраслей.
В настоящий момент, отметил И. Юсуфов, приоритетной задачей для страны является сохранение лидирующей позиции России как экспортера энергоресурсов на мировой рынок. В этой связи ОАО "Газпром" и другие российские компании ведут переговоры с американскими производителями передовых технологий в области нефтегазодобычи для привлечения американских технологий на российский добывающий рынок.
По мнению министра торговли США Дональда Эванса, который также принял участие в российско-американском энергетическом саммите, Россия занимает первое место по потенциалу в области добычи газа, сжиженного газа и нефти. Он подчеркнул, что представители американской энергетики видят особые перспективы в газовой отрасли, так как в будущем именно газовой отрасли предстоит решать наибольшее число задач, и в этом высокой потенциал России на газовом рынке.
"Мы согласны, что разработка природного газа будет требовать повышенных объемов инвестирования, а развитие торговли сжиженным природным газом будет приобретать все большее значение. Мы приветствуем конкретные предложения по разработке ресурсов газа, которые обеспечили бы экспорт сжиженного природного газа в Соединенные Штаты Америки", - говорится и в итоговом заявлении участников Второго российско-американского саммита.
Форум не преподнес сюрпризов в виде новостей о крупных объединениях компаний, да и для крупнейших российских компаний - Газпрома и Транснефти - стал не слишком удачным. В частности, Газпрому так и не удалось заключить сделки ни с ConocoPhilips о поставках сжиженного газа в США, ни с RoyalDutchShell о совместной разработке проекта "Сахалин-2".
По заявлению российского министра экономики Германа Грефа, по-прежнему перспективными можно считать проекты Сахалинского и Мурманского направлений транспортировки сжиженного газа, но по каждому из них еще ведутся переговоры. На сегодняшний день еще не решено, какой проект американцев одобрит российская сторона. Технико-экономическое обоснование проекта трубопровода на Мурманск будет готово в 2004 году.
Строительство завода по сжижению газа в регионе Баренцева моря также стоит под вопросом: издержки могут оказаться слишком высоки.
ОАО "АК "Транснефть" подготовит технико-экономическое обоснование проекта строительства трубопровода Западная Сибирь - Мурманск, как только правительство даст соответствующее поручение, заявил на саммите президент АК "Транснефть" Семен Вайншток. В целом, по его словам, перспективы строительства Мурманского трубопровода зависят от готовности США принимать российскую нефть, и никакого противостояния между нефтяниками и кабинетом министров нет, поскольку компании не претендуют на принадлежащий государству трубопровод. Ранее, 9 июля текущего года, "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК", "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз" распределили доли по заполнению будущего трубопровода до Мурманска в объеме до 150 млн. т, а также распределили доли участия в разработке ТЭО проекта. В частности, было подписано соглашение о взаимопонимании по вопросу разработки технико-экономического обоснования строительства трубопроводной системы до Мурманска.
Помимо глав нефтяных компаний, соглашение также подписали глава Минэнерго РФ Игорь Юсуфов и президент АК "Транснефть" Семен Вайншток. Эти компании выступят заказчиком ТЭО проекта строительства трубопровода и в соответствии с условиями заключенного с АК "Транснефть" договора обеспечат поэтапное финансирование разработки ТЭО.
Проблема дефицита транспортных мощностей для транспортировки нефти в России в настоящее время снята, заявил на саммите вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. По его словам, в последнее время "Транснефть" осуществила ряд мероприятий, которые позволили временно снять проблему дефицита. Между тем Л.Федун отметил, что в будущем эта проблема вновь возникнет, поэтому альтернативы Мурманскому трубопроводному проекту не существует. Кроме того, он выразил уверенность, что одновременно с реализацией этого проекта необходимо будет также строительство трубопровода на Находку.
Себестоимость добычи в России нефти и газа является относительно низкой благодаря возможностям, предоставляемым национальным машиностроительным комплексом. Об этом заявил в ходе саммита председатель правления ОАО НК ЮКОС Михаил Ходорковский. По его словам, российская нефтедобыча и впредь будет сохранять это конкурентное преимущество. "Наши проблемы лежат в плоскости транспортировки", - заявил он. "Средства, затрачиваемые на транспортировку, превышают в ЮКОСе средства на добычу и переработку". По мнению М.Ходорковского, отсутствие достаточных мощностей трубопроводного транспорта в России делает нерентабельным производство при мировых ценах на уровне 18 долл. за баррель. "Единственными решениями этой проблемы являются проекты строительства магистральных нефтепроводов", - сказал М.Ходорковский. "За каждый год отсрочки при строительстве нефтепроводов государственный бюджет будет терять около 7 млрд. долл. Мы, конечно, богатая страна, но все же жаль".
Председатель правления НК ЮКОС сообщил, что в настоящее время заявками различных компаний из 150 млн. тонн ежегодного экспорта планируемой к строительству Мурманской трубопроводной системы заявками компаний-будущих участников уже подтверждены 120 млн. тонн, в том числе 28 млн. тонн из планируемых к добыче на месторождениях Тимано-Печорской нефтегазовой провинции.
"Мурманск экономически более выгодный пункт для регулярного экспорта в Северную Америку, чем многие иные", - сказал он. Время доставки из Мурманска на Восточное побережье США составляет 9 дней, тогда как из портов Африки или Персидского Залива - 12 дней".

•••  20.09.2003  В Москве состоялась встреча министров энергетики России и США Игоря Юсуфова и Спенсера Абрахама, в ходе которой обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества.
Один из возможных вариантов сотрудничества - создание новой экспортной трубопроводной системы, которая позволит обеспечить поставки нефти и газа через специализированный терминал в г. Мурманске на рынок США.
Собеседники отметили, что в настоящее время ведутся переговоры по реализации проектов совместной разработки газовых запасов на Севере России и организации поставок сжиженного природного газа.
Спенсер Абрахам проинформировал своего российского коллегу о планах США по увеличению экспорта сжиженного природного газа для покрытия растущих потребностей экономики США. По оценке американского министра, в ближайшие 20 лет потребление газа в США возрастет в полтора раза.

••• 18.09.2003  Танкер-накопитель "Роснефти" дедвейтом 320 тыс. тонн, предназначенный для морской перевалки нефти в Кольском заливе, будет введен в строй в декабре 2003г. Об этом 18 сентября сообщил журналистам в Санкт-Петербурге генеральный директор ЗАО "Севморнефтегаз" Иван Чернов. По его словам, ОАО "НК "Роснефть" взяло танкер-накопитель в аренду сроком на 20 лет у "одной известной норвежской компании" с правом выкупа.
Стоимость при выкупе определена в 20 млн. долл. Предполагается, что накопитель будет использоваться для перевалки нефти, добываемой подразделениями "Роснефти" и ее дочерними компаниями на шельфе Баренцева моря и моря Лаптевых, а также в северных районах НАО и Республики Коми. "Нефть, добытая с морской платформы месторождения Приразломное, будет доставляться танкерами водоизмещением 70 тыс. тонн, для чего наша компания проводит тендер на поставку двух судов ледового класса и двух танкеров, - сообщил И. Чернов. - В настоящее время из 14 первоначальных претендентов остались 4 компании, окончательное решение мы примем по ледоколам - на днях, а по танкерам - в декабре".
"Севморнефтегаз" является совместным предприятием ОАО "НК "Роснефть" и АО "Газпром" в равных долях и обладает лицензиями на разработку Приразломного и Штокмановского месторождений и ряда участков шельфовой зоны. Договор об установке танкера-накопителя в Кольском заливе президент ОАО "НК "Роснефть" и губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов подписали в апреле 2003г. 

••• 01.09.2003  На Мурманск возлагаются большие экономические надежды. Об этом заявил в интервью радиостанции "Маяк" ученый секретарь Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин:
"Это будет связано, прежде всего, с освоением нефтяных и газовых месторождений российского севера. К настоящему моменту крупнейшие российские нефтяные компании "Лукойл", ТНК, "Юкос", "Сургутнефтегаз", "Сибнефть" уже официально объявили о своей заинтересованности в строительстве нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Преимущества такого нефтепровода очевидны.
Во-первых, Мурманск - незамерзающий порт, и поэтому танкеры с нефтью будут отправляться из него бесперебойно. Во-вторых, такой нефтепровод не пройдет через территории сопредельных государств, которым мы обычно платим за транзит нефти и газа очень значительные суммы, танкерам не придется проходить через узкие места вроде черноморских или балтийских проливов и потому не придется решать сложные проблемы с прибрежными государствами, которые боятся за свою экологию.
Еще одно перспективное направление российского нефтегазового сектора - это шельф Баренцева моря. Там в будущем планируется развернуть работы по освоению крупнейших морских месторождений нефти и газа.
А для этого нужны могучие промышленные базы, где будут вестись работы по подготовке судов, буровых платформ и прочего оборудования, а также работы по перевалке нефти. И именно незамерзающий порт Мурманска наряду с архангельским узлом представляет собой наиболее близкую и наиболее удобную точку для этих целей".

••• 24.07.2003  "The Wall Street Journal", Jeanne Whalen, inoСМИ.Ru Соединенные Штаты в поисках новых источников природного газа начали переговоры с Москвой относительно транспортировки российского сжиженного природного газа через Атлантику. Заместитель министра энергетики США Кайл Макслэрроу (Kyle McSlarrow), выступая в Мурманске в прошлый вторник, подчеркнул, что Америка заинтересована в российском газе не меньше, чем в российской нефти. "Есть много предложений относительно увеличения экспорта природного газа из этого порта, - сказал он.
- Поставки сжиженного природного газа - одно из самых интересных предложений, которые мы услышали от России".
Глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн (Alan Greenspan) недавно предостерег, что Соединенным Штатам необходимо импортировать больше сжиженного природного газа, чтобы справиться с растущими потребностями в нем. На сегодня США удовлетворяют свои потребности за счет собственной добычи и импорта из Канады. Однако добыча природного газа в Северной Америке не растет, в результате чего цена на него увеличилась примерно вдвое.
Россия располагает самыми крупными в мире разведанными запасами природного газа и является крупнейшим поставщиком природного газа в Западную Европу. Сегодня экспорт осуществляется исключительно по газопроводам, однако эта ситуация начинает меняться. Консорциум во главе с "RoyalDutchShell" недавно подписал рассчитанное на 20 лет соглашение о поставках сжиженного природного газа из шельфовой зоны о. Сахалин в Японию. Российские официальные лица заявляют, что заинтересованы в новых подобных сделках при условии правильных цен. "Транспортировка энергоносителей, включая и сжиженный природный газ, является сегодня для нас приоритетным вопросом, - заявил заместитель министра энергетики России Олег Гордеев. - Но мы понимаем, что это станет возможным только, если будет экономически оправдано как для поставщика, так и для потребителя".
Американские официальные лица заявляют, что потребуется около десятилетия и десятки миллиардов долларов, чтобы российский сжиженный природный газ начал поступать в Соединенные Штаты.
Государственная компания "Газпром", имеющая монополию на экспорт природного газа по газопроводам, проявила интерес к транспортировке на американские рынки - возможно, в сотрудничестве с компанией "ConocoPhillips" - сжиженного природного газа, который будет добываться на еще не введенных в эксплуатацию месторождениях Баренцева моря.
В среду "Газпром" устами своего генерального директора Алексея Миллера заявил, что планирует ускорить ввод в эксплуатацию газового месторождения Штокман (Shtokman) и хочет найти западных подрядчиков для строительства завода по сжижению природного газа. "Мы сможем гораздо скорее выйти на американские рынки со сжиженным природным газом (чем с газопроводом)", - сказал г-н Миллер. Однако "Газпром" полагает, что едва ли добыча природного газа на этом месторождении начнется ранее конца текущего десятилетия.
Частные российские нефтяные компании тоже располагают большими запасами природного газа и хотели бы начать его экспорт. ОАО "Лукойл", вторая в стране нефтяная компания, заявляет, что в прошлом году она очистила и продала на местных рынках 400 000 т сжиженного природного газа и теперь изучает возможности его экспорта.

••• 22.07.2003  Делегация энергетиков и представителей правительства США прибыла в Мурманск. Американскую делегацию возглавил первый заместитель министра энергетики Кайл Мак Слэрроу, российскую - заместитель министра энергетики Олег Гордеев.
Гости познакомились с работой расположенного в Мурманском порту рейдового терминала, рассчитанного на перевалку пяти с половиной миллионов тонн нефти в год и на судне "Анна Ахматова" вышли в Кольский залив, чтобы осмотреть подходы к порту и убедиться в возможности строительства специального терминала для перевалки нефти и сжиженного газа в Северную Америку. Гостей убедили очевидные преимущества Мурманского порта - большие глубины, защищенный рейд, круглогодичная навигация, удобные природные бухты для захода танкеров.
Больше всего американских энергетиков интересуют арктическая нефть и сжиженный газ Штокмановского месторождения. Как отметил первый заместитель министра энергетики США Кайл Макслэрроу, перевалка газа и нефти через Мурманск это самый привлекательный проект, о котором они услышали в Российском правительстве. В апреле правительство РФ поручило соответствующим ведомствам приступить к разработке технико-экономического обоснования проекта. Он предусматривает строительство нефтепровода из Западной Сибири в район Мурманска, где планируется построить экспортный терминал мощностью 150 млн. тонн нефти в год, позволяющий экспортировать сырье на рынок США. По предварительным данным, общая стоимость мурманского проекта в зависимости от маршрута трубопровода составит $3,4-4,5 млрд. Нефтяные компании готовы финансировать проект и гарантируют поставки в размере 140 млн. тонн нефти. Замминистра энергетики РФ Олег Гордеев сказал на пресс-конференции в Мурманске после встречи с коллегами из США, что технико-экономическое обоснование проекта в настоящее время готовят "ЮКОС" и "Транснефть". Представители компаний ранее сообщали, что обоснование может быть готово до конца 2004 года.
Замминистра энергетики Кайл Макслэрроу сказал, что США готовы обсуждать планы строительства в России терминала для сжиженного газа.
Завод СПГ мощностью 12 миллионов тонн в год может быть построен в районе Мурманска для сжижения газа, который будет добываться на гигантском Штокмановском месторождении.
Разведанные запасы месторождения составляют 3,2 трлн. кубометров газа и 31 млн. тонн конденсата. Общий объем инвестиций оценивается более чем в $18 млрд., пиковый объем добычи - 22 млрд. кубометров в год. Ввод месторождения в промышленную эксплуатацию намечен на 2010 год. Лицензия на его освоение принадлежит совместному предприятию "Газпрома" и "Роснефти". Интерес к участию в штокмановском проекте проявляет американская компания ConocoPhilips.

••• 26.06.2003  НК "Роснефть" в рамках проекта разработки Штокмановского месторождения планирует построить завод по сжижению природного газа (СПГ) для прямых поставок в США. Об этом сообщил вице-президент "Роснефти" Алексей Кузнецов на международной конференции "Слияния и поглощения в нефтегазовой отрасли России", которая проходила в Москве.
По его словам, в зависимости от того, сколько американский рынок сможет принять российского сжиженного газа, будет принято решение о мощности будущего завода. Он отметил: "В связи с этим инвестиции в проект могут достичь $30 млрд., поскольку, как ожидается, завод СПГ по мощности может превысить аналогичный завод, строящийся на Сахалине. При этом стоимость завода может составить $5-10 млрд.". Лицензия на разработку Штокмановского месторождения принадлежит ЗАО "Севморнефтегаз", зарегистрированному на паритетных началах в конце декабря 2001 года ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз" и ЗАО "Росшельф", дочерними предприятиями "Роснефти" и "Газпрома".

•••  17.04.2003  Правительство приняло решение о разработке проекта трубопровода на Мурманск и поручило всем заинтересованным сторонам начать разработку технико-экономического обоснования. Об этом сообщил журналистам министр энергетики Игорь Юсуфов после заседания правительства, на котором обсуждались перспективы развития нефтегазового комплекса Северо-западного федерального округа на 20 лет.
По словам министра, проект должен реализовываться в два этапа. На первом этапе в Мурманске предполагается строительство терминала, способного принимать танкеры ледового класса водоизмещение 20 тыс. тонн. Впоследствии возможно строительство нефтепровода, который превратит Мурманск в канал экспорта российской нефти, сообщил Юсуфов.
Принято также стратегическое решение о реализации проекта Североевропейского газопровода. Сухопутная часть этого газопровода составляет 800 км до Выборга, морская часть - 1200 км до Германии, а впоследствии он будет проложен до Великобритании. "На первом этапе пропускная способность газопровода должна составлять 19 млрд. куб. метров с последующим ее увеличением до 30 млрд. куб.метров", - сказал Юсуфов.
Североевропейский газопровод будет предназначен для забора газа из Ямальского региона, а в перспективе - газа Штокманского месторождения. Он, однако, отметил, что газ с Штокманского месторождения и других шельфовых месторождений не должен конкурировать на европейском рынке с газом из "более старых источников". "В связи с этим будет рассмотрен вопрос о расширении географии экспорта российского газа и доставке газа шельфовых месторождений на новые рынки", - сообщил Юсуфов.
По его словам, на месторождениях газа должны быть построены заводы по его сжижению, что позволит доставлять российский газ на удаленные мировые рынки с помощью танкеров.
Юсуфов также сообщил, что "новые подходы к вопросу о владении нефтегазотранспортной инфраструктурой" будут представлены Министерством энергетики в мае, когда правительство будет рассматривать новую редакцию энергетической стратегии России.
В Минэнерго считают необходимым разработать эффективную программу развития нефтегазового комплекса северо-западного региона страны, законодательно обеспечить инвестиционную привлекательность освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. По расчетам Минэнерго, при интенсивном варианте реализации программы развития нефтегазового комплекса этого региона, потребуются инвестиции в размере около $65 млрд. По мнению специалистов министерства, если удастся выйти к 2020 году на ежегодную добычу 55-57 млрд. тонн нефти в год, то в бюджеты всех уровней поступит за этот срок около $40 млрд.
По данным Минэнерго, начальные извлекаемые ресурсы на территории северо-западного региона страны составляют 6,7 млрд. тонн нефти, 26,4 трлн. кубических метров газа, а также 0,6 млрд. тонн конденсата.
Разведанные запасы нефти в регионе на суше составляют 1,3 млрд. тонн нефти, а на морском шельфе - 62 млн. тонн. Предварительно оцененные запасы нефти на суше составляют 570 млн. тонн нефти, а на шельфе - 344 млн. тонн нефти. Разведанные запасы газа на суше в северо-западном регионе страны составляют 645 млрд. кубических метров газа, а на шельфе - 2,8 трлн. кубических метров. Предварительно оцененные запасы газа в северо-западном регионе составляют 90 млрд. кубических метров на суше и 1,3 трлн. кубических метров на морском шельфе. В 2002 году в этом регионе России было добыто 14,7 млн. тонн нефти и 3,8 млрд. кубических метров газа.

••• 21.02.2003  В Мурманске отгружена миллионная тонна нефти на супер-танкер "Москва", задействованный в транспортной схеме экспорта российской нефти в страны Западной Европы. Эксперимент по доставке нефти сибирских месторождений в Европу морским путем через незамерзающий мурманский порт начался в октябре минувшего года. Из Сибири нефть по железной дороге доставляют в порт Витино на Кольском побережье Белого моря, где имеется крупный терминал. Отсюда танкерами усиленного ледового класса ее перевозят в Кольский залив и сливают в супер-танкеры. Проводку судов через льды Белого моря обеспечивают ледоколы Мурманского морского пароходства. Расчеты специалистов показывают, что по такой схеме можно отправлять на экспорт до шести миллионов тонн нефти ежегодно.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]

 

Copyright © 2001-2006 "Мурманчанин RU"  О сайте  

Rambler's Top100