Нефтяные новости Мурмана

••• 06.04.07 Новая схема участия иностранцев в Штокмане позволит им поставить запасы на баланс.
Новая схема участия иностранных компаний в освоении Штокмановского месторождения теоретически позволяет им поставить долю запасов месторождения на свой баланс, сообщил журналистам источник в "Газпроме".
По его словам, новая схема предполагает создание компании-оператора по разработке месторождения, которая будет владеть инфраструктурой (добычной, подводным газопроводом, заводом по сжижению газа), где у "Газпрома" будет как минимум контрольный пакет.
При этом, как отметил источник, компания будет добывать, осушать, транспортировать и сжижать газ, но собственником газа на всей цепочке будет оставаться "Газпром". Однако он отметил, что теоретически правила Комиссии по ценным бумагам США (SEC) позволяют иностранной компании поставить на свой баланс долю в запасах месторождения, которую она будет иметь в компании-операторе.
Источник отметил также, что в настоящее время "Газпром" ведет переговоры только с компаниями из короткого списка (short-list), за исключением американской Chevron.
По его словам, получение иностранной компанией доли в операторе по разработке Штокмана предполагается в обмен на деньги. При этом он отказался назвать стоимость проекта, отметив, что она сильно зависит от структуры рынка сервиса. В частности, если подрядчиками будут российские компании, то себестоимость будет ниже.
Источник: Oilru.com

••• 06.04.07 Ямальские месторождения задействуют для наполнения СЕГ (Nord Stream) в первую очередь.
Ростехнадзор утвердил экологическую экспертизу обоснования инвестиций строительства Северо-Европейского газопровода (Nord Stream), увеличивающего поставку до 55 млрд. куб. м в год.
В материалах обоснования инвестиций рассматривался сухопутный участок газопровода от Грязовецкого района Вологодской области до бухты Портовая на берегу Финского залива Выборгского района Ленинградской области, протяженностью 917 км, и часть морского участка в пределах экономической зоны РФ, длинной 122 км. Увеличение производительности газопровода до 55 млрд куб.м предусмотрено за счет проложения второй нитки, которая пройдет параллельно первой.
Начало строительства газопровода запланировано на 2008 г., предположительно, займет 2 года. Проектная продолжительность эксплуатации газопровода составляет не менее 30 лет. Начало подачи природного газа запланировано на 2010 год, выход на проектную мощность – на 2013 г. Строительство первой нитки СЕГ началось 9 декабря 2005 года в Вологде, ввод в эксплуатацию запланирован на 2010 год.
Северо-Европейский газопровод строится совместно ОАО "Газпромом" и германскими концернами BASF AG и E.ON AG и пройдет по акватории Балтийского моря в пределах территориальных вод России, исключительной экономической зоны Финляндии, Швеции, Дании, территориальных вод и ИЭЗ Германии.
Протяженность морского участка газопровода составит 1 тысяча 210 км.
Сырьевой базой для Северо-Европейского газопровода (Nord Stream) на первом этапе станут месторождения Надым-Пур-Тазовского района (Ямало-Ненецкий автономный округ), в дальнейшем – Ямала, Обско-Тазовской губы и Штокмановоского месторождения (Баренцево море).
Поставки газа со Штокмановского месторождения по газопроводу "Видяеево-Волхово" начнутся в 2013 году.
Предполагается, что газопровод "Видяево-Волхов" пройдет по территории Мурманской и Ленинградской областей.
Источник: по материалам Oilru.com

••• 05.04.07 Атомоход "Россия" возвращается в Арктику.
В ближайшие месяцы экипажу атомохода "Россия" предстоит выполнить несколько необычных экспедиционных рейсов.
В соответствии с договором, заключенным между Мурманским морским пароходством и ВНИИ Океангеологии, ледокол будет обеспечивать в качестве судна специального назначения работу экспедиции ученых, изучающих границы континентального шельфа России. В течение 45 суток исследования будут проводиться в районе хребта Ломоносова - от Новосибирских островов в сторону Северного полюса.
Экспедиция проводится с целью уточнения ранее представленных в Организацию Объединенных Наций сведений о границах российского шельфа для закрепления над ним национального суверенитета России.
В июле текущего года планируется проводка атомоходом "Россия" во льдах к Северному полюсу флагмана флотилии Росгидромета судна "Академик Федоров". В районе Полюса будут спущены под воду глубоководные аппараты "Мир" с экипажами из 3 исследователей. Предполагается, что одним из членов этой команды будет известный полярник, заместитель Председателя Государственной думы России Артур Чилингаров.
На следующем этапе запланировано еще 2 погружения аппарата "Мир" с борта НЭС "Академик Федоров" для изучения гидрологического и гидрохимического режима океана, геологического строения подводных хребтов Ломоносова и Гаккеля.
Эти научные исследования, с участием атомного ледокола "Россия" под управлением Мурманского морского пароходства, будут способствовать юридическому закреплению внешних границ российского шельфа.
В августе - сентябре планируется высадка полярной дрейфующей станции СП - 35 с борта НЭС "Академик Федоров", которого к месту организации полярного ледового лагеря также проведет атомоход "Россия".
Источник: SeaNews

••• 04.04.07 "Газпром" и Total обсудили возможность сотрудничества по освоению Штокмана.
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и президент французской холдинга Total Кристоф де Маржери в ходе рабочей встречи рассмотрели вопросы взаимодействия в газовой сфере.
Как сообщает пресс-служба "Газпрома", в частности, стороны обсудили возможность сотрудничества в рамках проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Total входит в число крупнейших энергетических компаний мира. Ее деятельность осуществляется в более чем 130 странах и охватывает весь цикл работ, связанных с нефтегазовым производством, от добычи до реализации продукции переработки конечным потребителям.
К сфере деятельности Total относится транспортировка и хранение природного газа, а также производство электроэнергии путем эксплуатации газовых электростанций комбинированного цикла и использования возобновляемых видов энергии. Деятельность Total распространяется также на сферу маркетинга и реализации природного газа, электроэнергии, СПГ (сжиженный природный газ) и угольного топлива.
Источник: RusEnergy

••• 04.04.07 В "Газпроме" прошло совещание по реализации проекта освоения Штокмановского ГКМ.
Вчера в Москве Председатель Правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер провел совещание, посвященное реализации проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. В работе совещания приняли участие руководители и специалисты структурных подразделений администрации и дочерних обществ ОАО "Газпром", а также научно-исследовательских и проектных институтов компании.
На совещании была рассмотрена бизнес-модель реализации Штокмановского проекта и даны предложения по ее уточнению. Особое внимание было уделено графику реализации проекта, обеспечивающему синхронизацию начала добычи, поставок газа по газопроводу и производства СПГ с долгосрочным балансом газа "Газпрома".
В ходе совещания были обсуждены вопросы размещения портового транспортно-технологического комплекса морского транспорта сжиженного природного газа Штокмановского месторождения.
Также были рассмотрены вопросы закупки материально-технических ресурсов для освоения Штокмановского ГКМ. Было подчеркнуто, что при равных характеристиках предпочтение будет отдаваться оборудованию отечественного производства.
По итогам совещания профильным подразделениям компании и дочерних обществ, а также научно-исследовательским и проектным институтам "Газпрома" было поручено продолжить работу по обеспечению реализации проекта освоения Штокмановского месторождения.
Источник: ПравоТЭК

••• 03.04.07 Атомоход "50 лет Победы" покинул Балтийский завод.
2 апреля Санкт-Петербург покинул самый крупный в мире атомный ледокол "50 лет Победы", построенный на Балтийском заводе. Как сообщается в пресс-релизе завода, атомоход вышел в Балтийское море и взял курс на порт приписки - Мурманск. Планируется, что ледокол отправится на трассу Северного морского пути для ледовой проводки судов уже в весеннюю навигацию 2007 года.
23 марта текущего года на атомном ледоколе "50 лет Победы" был подписан акт приема-передачи судна и поднят государственный флаг Российской федерации. Эксплуатировать атомоход будет ОАО "Мурманское морское пароходство", которому государство передало ледокол в доверительное управление.
Ледокол "50 лет Победы" - модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения и современный комплекс средств обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомной энергетической установки. Атомоход оснащен системой защиты "Антитеррор".
Ледокол снабжен экологическим отсеком с новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. "50 лет Победы" имеет спортивный зал, бассейн, библиотеку, комфортабельный ресторан и музыкальный салон с танцплощадкой для досуга.
Источник: по материалам Portnews

••• 30.03.07 Правительство РФ одобрило законопроект о создании особых портовых экономических зон.
Решение было принято 29.03.2007г. на заседании кабинета министров. Как отметил глава МЭРТ Герман Греф, на первом этапе будет создано четыре такие зоны, которые потребуют серьезной отработки всей логистики и серьезных инвестиций.
В соответствии с законопроектом, портовые свободные зоны могу создаваться на территории морских и речных портов, а также на территории аэропортов. Они создаются сроком на 49 лет. Резиденты этих зон могут осуществлять только портовую деятельность, под которой понимаются погрузочные и разгрузочные работы, складирование товаров, предпродажные работы, ремонт судов и т.д.
Источник: по материалам РБК

••• 29.03.07 Празднование 90-летия ледокола "Красин" состоится 31 марта 2007 года в Санкт-Петербурге.
Об этом сообщает пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга. Именно в этот день в 1917 году на ледоколе был поднят Андреевский флаг и ледокол вступил в строй Морского Министерства России (зачислен в списки Флотилии Северного Ледовитого океана).
Ледокол "Красин" ("Святогор") более 30 лет был самым мощным ледоколом в мире. Построен по чертежам адмирала Макарова на британской верфи г. Ньюкасла по заказу Морского министерства России для продления навигации на Белом море. В 1927 году ледоколу Постановлением ВЦИК РСФСР присвоено имя "Красин".
Ледокол "Красин" спасал экспедициию Умберто Нобиле после катастрофы дирижабля "Италия" в 1928 г., участвовал в спасательных и научно-исследовательских арктических экспедициях, в союзных транспортных конвоях во время ВОВ, работал в составе Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения и в Мурманской Морской Арктической Геологоразведочной Экспедиции.
Имя ледокола "Красин" увековечено в пяти географических названиях на картах земного шара, оно вошло во все энциклопедии, o ледоколе сняты кинофильмы, написано более 60 книг, ему посвящены почтовые марки, в его честь Центральным банком России отчеканена золотая монета.
Ледокол полностью реставрирован, все механизмы и оборудование находятся в рабочем состоянии.
По поводу юбилея на набережной Лейтенанта Шмидта пройдет марш курсантов Морского корпуса и Академии им. Макарова. Закончится мероприятие салютом.

••• 28.03.07 МПР РФ выступает за создание в России национальных компаний по изучению разработки шельфа.
Министерство природных ресурсов (МПР) России выступает за создание в стране национальных компаний по изучению разработки шельфа. Об этом сообщил заместитель главы МПР Алексей Варламов, выступая в ходе коллегии Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
По его словам, МПР направило в Минэкономразвития РФ предложения по разработке федеральной целевой программы (ФЦП), касающейся стратегии освоения континентального шельфа. При этом он не исключил, что при разработке этого документа могут возникнуть сложности. "Не думаю, что будет легко, есть противоречия между ведомствами", - добавил он.
Говоря о перспективах разработки российского шельфа, замминистра отметил, что ее целесообразно активизировать только после создания национальной геологоразведочной компании, выделения бюджетных средств на закупку необходимого оборудования, получения предварительных результатов геологоразведки. "Только после этого можно предлагать участки шельфа недропользователям", - считает А.Варламов. До начала реализации соответствующей ФЦП шельфовые месторождения будут предлагаться "в значительной мере вслепую", подчеркнул он.
Источник: РБК

••• 27.03.07 Гидромет отправит экспедицию на Штокман на НИС "Михаил Сомов".
В 2007г. Северное УГМС (Архангельск) планирует провести несколько экспедиций совместно с Арктическим и Aнтарктическим НИИ. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила пресс-секретарь Северного УГМС Наталья Малкова.
По ее словам, с 1 по 30 апреля экспедиция Арктического и Aнтарктического НИИ на научно-исследовательском судне "Михаил Сомов" отправится в район Штокмановского месторождения. "Ученые планируют провести комплексное исследование сезонных циклов в Арктике и изучить образование, динамику и размеры айсбергов", - сказала Малкова.
Глубина моря в районе месторождения составляет 320 метров. С таких глубин газоконденсат в России еще никогда не добывался. В зависимости от результатов исследований специалистов будут предусматриваться такие устройства, которые могли бы предохранить всю систему от аварийных ситуаций.
Одной из главных проблем на Штокмане ученые считают айсберги, которые в Баренцевом море практически не изучены. По их словам, айсбергов в районе Штокмановского месторождения много, и важно получить информацию об их поведении, поскольку она необходима для предотвращения аварийных ситуаций на объекте.
Источник: ИА REGNUM

••• 26.03.07 Добыча на арктическом шельфе, которая в настоящее время не превышает 0,2% от общероссийской, постепенно начинает увеличиваться, заявил РИА Новости глава МПР Юрий Трутнев.
"Эти цифры говорят сами за себя. Мы слишком мало внимания уделяли шельфу в последние годы. Но сейчас ситуация меняется", - сказал министр. Российский шельф он назвал наиболее перспективным направлением восполнения запасов нефти и газа. "Начальные извлекаемые ресурсы превышают 100 миллиардов тонн условного топлива. Это гарантирует удовлетворение внутренних потребностей в энергоносителях и обеспечение экспорта на десятки ближайших лет", - подчеркнул Трутнев.
В докладе МПР по итогам 2006 года отмечалось, что работы по разведке нефтегазовых ресурсов проводились в отчетный период на 204 объектах, из них 24 расположены на континентальном шельфе. "Эти работы позволят подготовить 6,4 миллиарда тонн условного топлива, из них 1,3 миллиарда тонн - на шельфе", - уточнили авторы доклада.
Ю. Трутнев также обратил внимание на важность наращивания объемов поиска полезных ископаемых в мировом океане и усиление российского присутствия в Антарктике.
"На дне мирового океана сосредоточены запасы многих видов минерального сырья, в том числе марганца, никеля, меди, молибдена, золота, серебра, платины и т.д. Сейчас добыча океанских руд неэффективна с точки зрения экономики, нет соответствующих технологий добычи с больших глубин. Но эти ресурсы представляют большой интерес", - сказал глава МПР.
Для преодоления отставания России от большинства морских держав в части профильной техники и технологий, по его словам, необходимо модернизировать флот и разработать новое оборудование. "В любом случае промышленное производство оборудования и техники внутри страны - несомненный приоритет", - пояснил министр. "Но часть оборудования на первом этапе, очевидно, придется закупать за рубежом, равно как привлекать уже существующие технологии", - добавил Ю. Трутнев.
Источник: по материалам РИА Новости

••• 22.03.07 Государство в 2008 году может продать 50% акций ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" (Мурманск), владеющего лицензиями на освоение двух участков шельфа Баренцева моря, следует из плана приватизации-2008.
Акции "Арктикшельфнефтегаза" были в 2006 году переданы из хозяйственного ведения ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" в управление Росимущества.
Акции ЗАО, включенные в план приватизации, выставляются на продажу в порядке реализации акционерами или самим ЗАО права на их приобретение.
ЗАО "Арктикшельфнефтегаз" было учреждено в 2002 году ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" и ОАО "Промышленные инвестиции" (владеет также 50% акций), которое является частной инвесткомпанией. ЗАО входит в группу компаний "Синтез", объединяющую 6 многопрофильных компаний в области геологоразведки, добычи, транспортировки и переработки углеводородов, а также сервисных услуг.
"Арктикшельфнефтегаз" владеет лицензиями на освоение двух участков шельфа Баренцева моря до 2025 года: Медынско-Варандейского и Колоколморского.
Оценка извлекаемых запасов нефти составляет 82 млн тонн. Лицензию на освоение Поморского участка шельфа Баренцева моря компания сдала в Роснедра в 2005 году после принятия решения о неэффективности освоения участка, - сообщает "Интерфакс".
Источник: Oilru.com

••• 20.03.07 "Газпром" завершает переговоры о покупке вертолётов для Штокмановского проекта.
Авиакомпания "Газпромавиа" (дочерняя структура "Газпрома") завершает переговоры с европейской компанией "Eurocopter" о покупке пяти вертолетов EC225 для использования их в освоении Штокмановского газового месторождения на шельфе Баренцева моря.
Это будет крупнейшая закупка российской авиакомпанией зарубежных вертолетов.
Как сообщил директор по развитию рынков в нефтегазовом сегменте Eurocopter Тери Мове, для участия в тендере "Газпромавиа" была разработана версия EC225 с дополнительным 800-литровым топливным баком. Он позволит совершать без дозаправки рейсы из Мурманска до Штокмановского месторождения и обратно (общая длина маршрута - 1080 км).
Компания "Eurocopter" на 100 процентов принадлежит европейскому аэрокосмическому оборонному авиаконцерну EADS, который играет серьёзную роль в европейской промышленности соответствующего профиля. "Eurocopter" является мировым лидером вертолётостроения с 52-процентной долей на мировом рынке вертолётов.
Источник: по материалам "Коммерсантъ"

••• 19.03.07 Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов предложил на законодательном уровне закрепить за портами статус свободных портовых экономических зон.
Этот вопрос, подчеркнул губернатор, приобретает еще большую актуальность в связи с перспективой комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.
В частности, Юрий Евдокимов обратил внимание на проблему конкурентоспособности российских портов. Для портовиков Северо-Запада она становится тем более острой, что сегодня в странах северной Европы лоббируется строительство железнодорожных путей и пограничных переходов для создания транспортных коридоров минуя порты Мурманской и Архангельской областей.
Для более эффективного использования мощного транспортно-экономического потенциала региона в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации разработана "Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла", предусматривающая строительство новых портовых комплексов на западном берегу Кольского залива, реконструкцию существующих и строительство новых перегрузочных комплексов Мурманского морского торгового порта. В соответствии с перспективами развития прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит около 50 млн. тонн и свыше 70 млн. тонн к 2015 году.
Как подчеркнул губернатор, для реализации этих планов необходимо с помощью Правительства РФ, Министерства транспорта РФ, ОАО "РЖД", ОАО "РАО ЕЭС России" и других министерств и ведомств за счет федерального бюджета и Инвестиционного фонда Российской Федерации решить целый ряд задач.
Среди них – расширение и реконструкция железнодорожной инфраструктуры с соответствующим развитием станций, в том числе строительство железнодорожной линии общего пользования "станция Мурмаши 2 – станция Лавна" на западном берегу Кольского залива, а также развитие электросетевой инфраструктуры на севере и северо-западе региона.
Источник: по материалам пресс-службы администрации Мурманской области

••• 19.03.07 Газпром продолжает переговоры с иностранными партнерами по Штокмановскому проекту. Об этом AK&M сообщили в пресс-службе Газпрома.
Официальный представитель Газпрома Сергей Купринов подтвердил, что Total подала заявку. Он отказался сообщить, какие еще компании сделали предложения Газпрому.
Напомним, что ConocoPhillips 6 марта подтвердила готовность продолжить переговоры по реализации первой фазы Штокмановского месторождения и намеревалась предоставить Газпрому пакет предложений по проекту.
В российском представительстве другой американской компании - Chevron - AK&M заявили, что новую заявку на участие в Штокмановском проекте не подавали.
В пресс-службе норвежской Statoil, которая в настоящее время находится в процессе объединения с Hydro, AK&M сообщили, что компания подала предложения по Штокману в Газпром "совсем недавно". Пресс-служба Hydro также подтвердила АК&М, что предложения по проекту уже отправлены компанией в Газпром.
Источник: по материалам AK&M

••• 16.03.07 Total будет участвовать в тендере на разработку Штокмана.
Французская энергетическая компания Total в четверг сообщила, что подала заявку на участие в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения в российской Арктике еще до 12 марта, когда истек срок подачи заявок.
"До 12 марта надо было ответить и, конечно, мы ответили, но пока мы не знаем, каким будет наш следующий шаг", - сказал глава компании Кристоф де Маржери.
Источник: ПравоТЭК

••• 15.03.07 Технологии подводной разработки и обеспечения транспорта углеводородов можно внедрить при разработке Штокмановского месторождения.
Об этом на конференции "Нефтегазснаб-2007" в Москве заявил директор специальных проектов компании Hydro (Норвегия) Пер Кьярнес.
Данный метод подводной разработки и транспортировки нефти был опробован компанией Hydro при разработке месторождения ORMEN LANGE. В целом, темой доклада Пера Кьярнеса стала программа по развитию сети российских поставщиков оборудования и услуг для нефтегазовой промышленности. Вторая конференция "Нефтегазснаб-2007" проходит на этой неделе в Москве.
Источник: по материалам "Самотлор-экспресс"

••• 15.03.07 Изучение шельфовых месторождений в РФ может быть продлено до 8 лет.
Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 10 Закона РФ "О недрах". Законопроект продлевает предельный срок пользования недрами для геологического изучения с 5 до 8 лет.
Согласно изменениям, увеличивается предельный срок пользования недрами при проведении работ по геологическому изучению на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ, а также в пределах исключительной экономической зоны РФ.
МПР считает увеличение срока необходимым, потому что у компаний, разрабатывающих шельфовые месторождения, в реальности намного меньше времени. Это определяется сезонным характером работ на шельфе, сообщает пресс-служба МПР.
Источник: "НиК"

••• 13.03.07 Вчера в Москве с участием министра транспорта РФ Игоря Левитина и губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова состоялось расширенное совещание, посвященное планам комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ).
Участники совещания отметили необходимость установления в Мурманском морском торговом порту особой экономической зоны без проведения конкурсной процедуры и создания управляющей компании МТУ в виде открытого акционерного общества, а также логистического центра.
В рамках реализации проекта комплексного развития МТУ планируется строительство на западном берегу Кольского залива нефтеналивного терминала стоимостью $ 564 млн., угольного терминала ($ 480 млн.), железнодорожной ветки на западный берег залива ($ 420 млн.).
Для привлечения транзитных грузов предусматривается строительство глубоководного контейнерного терминала, стоимость которого уточняется.
Проект комплексного развития МТУ предлагается реализовать в рамках частно-государственного партнерства.
Источник: B-port

••• 13.03.07 На "Севмаше" введен в эксплуатацию новый станок для обработки крупногабаритных металлоконструкций.
Подписан акт приемки-сдачи первого станка "Horimaster-5" в опытно-промышленную эксплуатацию, а рядом уже идет подготовка к установке еще одного.
Контракт между северодвинским заводом и немецкой компанией "SCHIESS" на покупку данного станка был заключен в 2005 году, затем около года длилась установка и монтаж.
"Horimaster-5" – мощнейший обрабатывающий центр для обработки крупногабаритных металлоконструкций, аналогов такому центру на Северо-Западе нет. Станок весом 100 тонн может обрабатывать детали такого же веса. В ближайшее время "Horimaster-5" будет использоваться для изготовления конструкций морских платформ и гражданских судов.
Источник: по материалам пресс-службы ФГУП "ПО "Севмаш"

••• 12.03.07 Для дальнейшего развития и продвижения Северного морского пути нужна и будет создана в ближайшее время специальная государственная структура, которая будет иметь в своем распоряжении атомный и ледокольный флоты. Об этом сказал вице-спикер Государственной Думы РФ Артур Чилингаров, сообщает корреспондент ИА "Росбалт-Север".
Он отметил, что работа по воссозданию Северного морского пути в последнее время "сдвинулась с места". Ранее, как считает полярник, в нем не было такой заинтересованности. В последние годы - в связи с работами на арктическом шельфе и освоением месторождений Ямала и Якутии - Россия стала ощущать нехватку транспортной инфраструктуры на Севере.
"К Северному морскому пути также проявляют большой интерес многие зарубежные страны, в частности, Китай", - добавил Чилингаров.
Источник: ИА "Росбалт-Север"

••• 09.03.07 Новая нефтегазовая компания "СтатойлГидро".
Новая норвежская компания будет называться "СтатойлГидро", сообщили "Гидро" и "Статойл".
Советы директоров "Гидро" и "Статойла" решили, что такое название лучше всего подойдёт объёдинённой компании, которая станет одним из мировых лидеров в сфере шельфовых нефтегазовых разработок.
У "СтатойлГидро" будет новый логотип. Процесс слияния компаний завершится в третьем квартале 2007 г., сообщили в "Статойле". В переходный период "Статойл" и "Гидро" будут управляться как отдельные компании.
В 2007 г. новая компания "СтатойлГидро" будет производить 1,9 млн. баррелей в день, разведанные запасы нефти и газа составят 6,3 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. На долю акционеров "Гидро" в активах новой компании придётся 32,7 процента, на долю акционеров "Статойла" - 67,3 процента.
Источник: BarentsObserver

••• 07.03.07 Инновационные идеи заполярного губернатора Юрия Евдокимова.
Знаковые моменты нынешнего экономического и социального бытия одного из самых динамичных и многогранных регионов российского Северо-Запада специально для "РГ" прокомментировал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов.
"...Все наши порты - и на Балтике, и на Дальнем Востоке, и в Мурманске, и в Новороссийске - должны получить статус особых экономических зон, иначе мы не только законсервируем отставание от того же Киркенеса, например, но и будем проигрывать ему все больше и больше."
"...В России нет собственных технологий обустройства месторождений на шельфе Арктики. Существуют огромные трудности. Скажем, Штокман находится в зоне дрейфующих льдов, за 600 километров от береговой линии. Начальные инвестиции для обустройства добывающего комплекса оцениваются примерно в 70 миллиардов долларов."
Подробнее - "Российская газета" (Федеральный выпуск) N4307 от 2 марта 2007 г.


••• 07.03.07 Проходят публичные слушания по проекту строительства порта в губе Печенга.
В п.Печенга проходят публичные обсуждения "Декларации о намерениях инвестирования в строительство нефтяного комплекса и сухогрузного "Северного Морского порта" в губе Печенга".
В начале февраля презентацию "Декларации" на заседании местного совета депутатов провел исполнительный директор ООО "Севнефть" Дмитрий Швец, а позднее в отеле "Полярные зори" состоялся круглый стол с участием представителей ведущих научно-промышленных объединений Мурманской области, научно-исследовательских институтов Кольского Научного Центра АН РФ, специалистов Ростехнадзора, Росприроднадзора, экологов и представителей правительства Мурманской области. Тогда же вице-губернатор Сергей Субботин сообщил участникам совещания о том, что "Декларацию" поддерживает и губернатор Юрий Евдокимов.
Публичные обсуждения вопроса предстоящего строительства нового нефтяного комплекса и порта были назначены в целях наиболее полного информирования населения Печенгского района о потенциальных экономических выгодах, а также – экологических рисках данного проекта.
По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН, строительство нефтеперегрузочного терминала в порту "Северный" будет способствовать росту добычи и экспорта нефти и ее производных. Возможность обработки в порту танкеров дедвейтом 300 тысяч тонн и начало промышленной эксплуатации Штокмановского нефтегазоконденсатного месторождения позволит поставлять сырье в значительных объемах на рынки Северной Америки.
В губе Печенга предполагается построить нефтяной терминал общей мощностью 30 миллионов тонн в год, терминал навалочных грузов, на котором предполагается переваливать уголь и руду объемом до 25 миллионов тонн в год, терминал генеральных грузов и контейнеров годовой мощностью 7 миллионов тонн и терминал перевалки лесных и прочих грузов мощностью 3 миллиона тонн в год.
Источник: B-port

••• 07.03.07 ConocoPhillips готовит "Газпрому" пакет предложений по Штокмановскому проекту.
Вчера в Москве состоялась рабочая встреча Председателя Правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера и Председателя Совета директоров и Президента компании ConocoPhillips Джима Малвы. Встреча состоялась в рамках нового раунда переговоров с компаниями, вошедшими в короткий список претендентов на участие в реализации первой фазы Штокмановского месторождения.
Компания ConocoPhillips подтвердила готовность продолжить переговоры с учетом новых условий сотрудничества и намерение в ближайшее время представить свой пакет предложений "Газпрому".
Источник: ПравоТЭК

••• 07.03.07 Норвежско-финская железнодорожная магистраль обеспечит ЕС выход к Баренцеву морю. Постройка железнодорожной линии от Рованиеми (Финляндия) до Киркенеса (Норвегия) позволит открыть в Европе новый транспортный маршрут до Баренцева моря. По мнению главы киркенесской портовой администрации, линия Киркенес-Рованиеми станет важным элементом инфраструктуры при освоении нефтегазовых ресурсов Баренцева моря.
В добавок, норвежско-финский железнодорожный проект имеет особое значение для не состоящей в ЕС Норвегии, которая сегодня занимается активными поисками союзников по своей политике на Крайнем Севере. Финская железная дорога до Киркенеса на побережье Баренцева моря автоматически сбизит регион с Брюсселем.
На проходившем на прошлой неделе в Киркенесе семинаре начальник порта Киркенеса Оддгейр Даниэльсен выразил уверенность, что железнодорожная магистраль подарит целый букет новых возможностей. Освоение месторождений в Баренцевом море ставит множество проблем в сфере логистики. Железная дорога через равнинные лесные районы северной Финляндии до норвежского побережья Баренцева моря откроет новый перспективный транспортный маршрут для нефти, поставок и оборудования.
Выгоду от магистрали до Киркенеса получит и Финляндия. Магистраль послужит не только транспорту нефти и нефтепродуктов, но и станет экспортным каналом для финской промышленной продукции. К тому же, от железной дороги выиграет и развитая туристическая индустрия финской Лапландии.
В выигрыше окажутся и шведские промышленные круги.
Киркенес, удалённый от Рованием на 550 км к северу, находится на берегу Баренцева моря в 40 км от северной границы Финляндии и в считанных километрах от границы с Россией. Финляндия на севере не имеет выхода к морю. Рованиеми - это северная конечная станция протянувшеся на юг финской сети железных дорог, ряд линий которой уходит в Россию.
Идея норвежско-финской железной дороги придаст новое звучание планам норвежско-российской экономической зоны в пограничном районе. Участие Финляндии в норвежско-российском сотрудничестве на Баренцевом море - это не только новый партнёр с опытом давних торговых отношений с Россией, это ещё и более непосредственное участие ЕС в делах региона.
Норвегия ведёт лихорадочный поиск союзников на Крайнем Севере. В сильной и более уверенной в себе России с её амбициями на Баренцевом море в Норвегии всё чаще усматривают потенциальную угрозу.
Норвегия не очень рассчитывает на поддержку со стороны НАТО в регионе, к тому же ситуация отнюдь не выигрывает от того факта, что нефтегазоносный участок в 170.000 кв. км остаётся спорной зоной между Россией и Норвегией. Не будучи членом ЕС, Норвегия не может рассчитывать и на поддержку со стороны Брюсселя.
Деловые круги Киркенеса долгое время лоббировали идею постройки железной дороги до российского приграничного посёлка Никель. Однако к этой идее негативно отнеслись мурманские власти, которые рассудили, что в результате появится серьёзная конкуренция мурманскому порту.
По мнению г-на Даниэльсена, линия Киркенес-Рованиеми представляет куда больший интерес, чем линия Киркенес-Никель, и реализовать этот проект представляется более лёгкой задачей. Норвежско-российскому проекту придётся пробиваться через российскую бюрократию, тогда как финские партнёры куда более предсказуемы. Как считает г-н Даниэльсен, не исключается и возможность, что по норвежско-финской линии будут доставляться российские грузы, поступающие в Финляндию через российскую границу. И в довершение, в Киркенесе могли бы принимать и отправлять на юг грузы, поступающие по Северному морскому пути.
Источник: BarentsObserver

••• 07.03.07 МурманЭКСПОцентр приглашает на выставку "Баренцево море - 2007" в Хаммерфест.
24-26 апреля 2007 года в городе Хаммерфест, известном нефтегазовом центре Северной Норвегии (также знакомом нам по проекту "Белоснежка" на острове Мелькойа или Молочный остров, как его еще называют), пройдут нефтегазовая конференция и выставка "Баренцево море - 2007".
На выставке будут представлены новейшие разработки нефтегазовой промышленности; предприятия и компании, занятые в энергетике и смежных областях, а также поставщики услуг для нефтегазовой отрасли смогут представить себя на выставке, найти новых партнеров и заказчиков.
Среди уже заявленных участников конференции - такие компании как Statoil, Chevron, BG-Norge, Hydro, Eni, Total, Discover Petrolium, Shell и BP.
Целью конференции "Баренцево море - 2007" является создание "площадки" для обсуждения актуальных вопросов развития нефтегазовой промышленности региона представителями власти, инвесторами, поставщиками и представителями науки. Министерство нефти и энергетики Норвегии активно использует конференцию и выставку как площадку для обмена мнениями. Представители Министерства вошли в программный комитет конференции 2007 года, так как считают очень важным взаимодействие предприятий России и Норвегии, особенно в северных регионах, для обеспечения роста благосостояния обеих стран при разработке запасов нефти и газа в Баренцевом море. Официальные языки конференции 2007 года – норвежский, русский, английский.
В дополнение к выставке и конференции будет организован семинар, на котором будут рассмотрены вопросы сертификации поставщиков нефтегазового оборудования в Норвегии и России, а также другие вопросы, связанные с поставкой оборудования для нефтегазовой отрасли.
Источник: МурманЭКСПОцентр


••• 05.03.07 Новый руководитель Мурманского морского рыбного порта.
Назначение нового генерального директора рыбного порта состоялось без конкурса. Кандидатура гендиректора ОАО "Мурманский морской рыбный порт" (ОАО "ММРП") Владимира Соколова, как и предлагалось ранее, была согласована с областным руководством. Об этом ИА REGNUM сообщил губернатор области Юрий Евдокимов.
Губернатор представил Владимира Соколова на встрече с руководителями предприятий рыбопромышленного комплекса области, контролирующих органов, учебных заведений и учреждений рыбопромысловой науки. Он уточнил, что задача нового руководителя ММРП - сломать старые устои и установить в порту льготные условия для захода российских рыбаков и возрождения отечественной рыбопереработки.
Владимир Соколов, в свою очередь, подтвердил, что ему предстоит сделать так, чтобы "Мурманский порт для мурманских рыбаков из вражеского стал родным".
Источник: по материалам ИА REGNUM

••• 02.03.07 Лучшие инженеры 2006 года получат денежные премии и дипломы.
Правительство Мурманской области определило победителей областного конкурса "Инженер года-2006".
Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, денежных премий и дипломов удостоены в номинации "Инженерное искусство молодых" - заместитель главного энергетика по теплоснабжению службы главного энергетика ОАО "Апатит" А.Н. Николичев; в номинации "Профессиональные инженеры" - главный маркшейдер службы по горным работам ОАО "Апатит" В.В. Белоусов; в номинации "Творческие коллективы" - творческий коллектив авторов филиала концерна "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция" в составе М.Р. Стахива, И.В. Авезниязова, А.А. Колпакова, М.А. Архипова и Н.Б. Родионова.
Также названы инженеры и творческие коллективы, ставшие лауреатами областного конкурса. Им будут вручены дипломы.
Источник: B-port

••• 01.03.07 России не хватает верфей. Судовладельцы пока предпочитают строить корабли на верфях в Южной Азии.
Потребность России в судах для освоения континентального шельфа к 2030 г. составит до 40 морских ледостойких буровых нефтедобывающих платформ, до 14 платформ для добычи газа, до 55 единиц челночных танкеров ледового класса и танкеров-накопителей, до 20 единиц челночных газовозов ледового класса. К этому времени объемы транспортировки, по оценкам "Газпрома", "Роснефти" и "Лукойла", достигнут 110 млн т нефти и 160 млрд куб. м газа.
Минпромэнерго приступает к сбору предложений от участников рынка по разработке технико-экономических обоснований строительства в России трех судостроительных комплексов в Западном, Дальневосточном и Северном регионах.
Подробнее - "Ведомости"


••• 01.03.07 Граница шельфа России в Арктике будет уточнена с атомохода "Россия" в рамках программных исследований Международного полярного года.
Экспедиция петербургского ВНИИокеангеологии, ВНИИ геологии и минеральных ресурсов Мирового океана, головного исследовательского центра Минприроды РФ и РАН в рамках Международного полярного года проведет исследования по уточнению внешних границ российского континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС замдиректора ВНИИокеангеологии Виктор Поселов.
Морские геологи из Москвы и Санкт-Петербурга отправятся в район подводного хребта Ломоносова в Восточной Арктике на атомоходе "Россия" Мурманского морского пароходства на 45 суток в конце апреля-начале мая 2007 года.
"В Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны РФ с большой долей вероятности Россия сможет "прирастить" континентальный шельф на 1,2 млн кв км с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9-10 млрд тонн условного топлива", - считают во ВНИИокеангеологии.
С флагмана полярного научного флота НИС "Академик Федоров" в 2005 г. уже были произведены программные работы по уточнению и научному обоснованию внешних границ российского континентального шельфа на границе Чукотского и Восточно-Сибирского морей - в акватории так называемого поднятия Менделеева.
Конвенция ООН по морскому праву, отметили в институте, определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую - по 200-мильной. Расширение экономической зоны допускается лишь в случае, если "границы континентального шельфа (подводная окраина материка) простираются за пределы 200-мильной экономической зоны".
Чтобы претендовать на это в Арктике, например, Россия должна научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы. "Это будет безусловно выполнено до 2009 года", - заверили во ВНИИокеангеологии. "Важность проблемы делимитации морских границ, определения границ морского дна и континентального шельфа подтверждена федеральной целевой программой "Мировой океан", которая стабильно, без сбоев финансируется из федерального бюджета", - резюмировали во ВНИИокеангеологии.
Источник: по материалам ИТАР-ТАСС

••• 28.02.07 Мурманску предрекают светлое будущее.
В ближайшие 15 лет Мурманская область будет самым инвестиционно привлекательным регионом в России, утверждается в новом исследовании, представленном на недавнем экономическом форуме в Красноярске.
К 2020 г., говорится в исследовании, во всевозможные проекты здесь будет вложено 450 млрд. долл. Мурманская область входит в число шести наиболее инвестиционно привлекательных регионов (Сахалин, Красноярск, Якутия, Иркутск и Ямало-Ненецкий автономный округ), среди которых она единственная находится на европейской территории России.
Основу привлекательности заложат шельфовые нефтегазовые проекты, в первую очередь - Штокмановский. Как утверждается в исследовании, около половины из 450 млрд. долл. будет вложено в нефтегазовые проекты, одна пятая - в транспортные, одна шестая - в электроэнергетику.
Мурманск в ближайшие десятилетия будет расти за счёт нефти и газа Баренцева моря. Один лишь Штокмановский проект создаст огромный приток денег, экспертов, рабочих и компаний на побережье Баренцева моря.
Источник: по материалам BarentsObserver

••• 27.02.07 Почему богатый запасами нефти и газа шельф западной Арктики не привлекает инвесторов?
Об этом шла речь на презентации программы "Освоение шельфа как стратегическая задача развития северных территорий", сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Изученность нефтяных и газовых месторождений российской части шельфа Арктики в 20 раз ниже, чем в норвежском секторе Баренцева моря.
На значительно уступающем по площади арктическом шельфе Норвегии количество пробуренных скважин равняется 1500, в российской его части их всего 58. К настоящему времени в западной Арктике отрыто 15 месторождений углеводородного сырья. По классификации 3 месторождения относятся к уникальным, 9 - к крупным, 2 - к средним, одно - к мелким. Месторождения открывались первыми скважинами, коэффициент успешности достигал 0,8, максимальный прирост запасов на одну пробуренную скважину составлял 1 млрд. тонн условного топлива, что является одним из наилучших показателей в мире.
В настоящее время из ранее открытых к промышленной разработке подготовлены всего 2 месторождения. Это Штокмановское и Приразломное, о которых геологи впервые узнали в 1988 и 1989 годах.
Несмотря на значительные прогнозные ресурсы нефти и газа, шельф России остается изученным весьма слабо. Доля подготовленных перспективных ресурсов и разведанных запасов невелика.
Инвесторов в экстремальных природных условиях в силу высоких экономических рисков редко привлекают объекты, продуктивность которых еще не доказана. По этой причине для большинства проектов освоения ресурсов шельфа Арктики в настоящее время трудно найти инвесторов.
Источник: по материалам ИА REGNUM

••• 26.02.07 ФГУП "Севмаш" (Северодвинск) и норвежские компании Moss Maritime AS и MossMosvold Platforms AS заключили контракт на строительство третьей морской многоцелевой платформы Moss CS-50.
Контракт на строительство первой платформы стороны подписали в июне 2005 года, второй – в июне 2006 года. Норвежские компании выполняют проектирование платформ и ведут управление проектом, а сами многоцелевые морские платформы строятся для различных нефтегазовых компаний.
Первая Moss CS-50 была заложена на Севмаше в феврале 2006 года. В марте 2007 года понтоны платформы с установленными частями колонн планируется вывести из стапельного цеха. Целиком конструкция будет собрана уже на плаву. К началу навигации предстоит завершить все работы и передать первую платформу заказчику. В ближайшее время на Севмаше будет заложена вторая платформа Moss CS-50.
Многоцелевая платформа со свободной палубой Moss CS-50 относится к 5-му поколению полупогружных платформ, спроектированных компанией Moss Maritime AS (Норвегия). Платформа катамаранного типа размещена на двух понтонах, корпус поддерживают шесть стабилизирующих колонн. Основные размерения: 118x70x40 м, вес около 15 тыс. тонн. В зависимости от назначения платформы на палубе можно разместить любое оборудование – добывающее, буровое, крановое, жилое.
Источник: по материалам пресс-службы ФГУП "ПО "Севмаш"

••• 26.02.07 В Баренцевом море нашли новое месторождение.
Норвежская нефтяная компания "Гидро", вполне вероятно, обнаружила в Баренцевом море новое крупное месторождение. Как показывают данные геологических исследований, на участке "Нукула" может находится до 500 млн. баррелей нефти. По мнению экспертов, это открытие сможет обеспечить новый рывок в развитии нефтегазовых разработок в Баренцевом море.
Как пишет газета "Афтенпостен", на участке, расположенном всего в 44 км от Нордкаппа, запасы нефти могут составлять от 300 до 500 млн. баррелей. Ни в "Гидро", ни в Директорате нефти не комментируют эту информацию.
Открытие крупных запасов на "Нукуле" может подтолкнуть к координированной разработке нескольких месторождений, имеющихся в данном районе. "Статойл" уже практически готов приступить к добыче газа на месторождении "Сновит" ("Белоснежка"), "Эни" планирует добычу нефти на месторождении "Голиаф".
Поскольку "Нукула" находится всего в 45 км от "Голиафа", компании рассматривают варианты создания объединённой инфраструктуры.
Структура "Нукула" находится в 44 км от Нордкаппа. До сих пор ни одной компании не разрешалось бурить в такой близости от северного побережья Норвегии. Ради дополнительных мер по защите окружающей среды "Гидро" пошла на беспрецедентные затраты в объёме 7,5 млн. евро.
Бурение, которое производится с буровой платформы "Полар Пионер", должны завершиться 1 марта.
Источник: BarentsObserver

••• 23.02.07 За 20 лет Норвегия пробурила на Арктическом шельфе 1500 скважин, Россия - 58.
"Только Россия, обладающая самой большой шельфовой территорией, занимается её изучением в очень небольших объемах и существенно отстает от общемировых тенденций", - заявил, как передает корреспондент ИА REGNUM, на круглом столе в Мурманске генеральный директор ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" Олег Мнацаканян.
По словам Мнацаканяна, Россия за более чем 20 лет пробурила всего 58 скважин, в то время как у Норвегии на Арктическим шельфе - 1500 скважин.
Между тем добыча углеводородов на морском континентальном шельфе в дальнейшем будет доминировать над материковой. Мнацаканян отметил, что практически за 20 лет всего 2 месторождения были подготовлены к разработке - "20 лет пошло, а воз и ныне там". По его словам, освоение шельфовых территорий относится прежде всего к федеральной компетенции, но ни о какой государственной протекционной политике пока нет речи".
Гендиректор государственного предприятия, занимающегося буровыми и поисково-разведывательными работами на морском шельфе заметил, что ориентация на "частные бюджеты" вместо государственного привела к "выпадению работ поискового звена", а инвесторов в экстремальных природных условиях не привлекают возможности разработки шельфа в условиях недоказанности эффективности месторождений.
Источник: по материалам ИА REGNUM

••• 22.02.07 Норвежская компания "КIMEK OFFSHORE AS" продала свою долю в уставном капитале российско-норвежского предприятия "Звездочка Инжиниринг" другой норвежской компании "AKER KVAERNER EGERSUND AS".
Для совместного российско-норвежского предприятия и Архангельской области это не просто смена одного соучредителя другим. Компания КIMEK базируется в Киркинесе, и занимается, в основном, судостроением и судоремонтом. Штат компании насчитывает порядка 200-220 работников. И вот на смену этому относительно небольшому предприятию приходит другая норвежская компания "AKER KVAERNER EGERSUND AS", работающая более чем в 120 странах с ежегодным оборотом порядка $7 млрд и имеющая богатый опыт в обустройстве нефтегазовых месторождений, в том числе и северных.
Председатель правления "AKER KVAERNER EGERSUND AS" Бьернар Скьевик отметил, что на данный момент мощности норвежских предприятий перегружены, в то время как в ближайшем будущем существует возможность участия во множестве проектов. "Мы рассчитываем найти здесь новых субподрядчиков и поставщиков. В Северодвинске, в Архангельской области имеется хороший производственный потенциал, который может помочь в реализации наших проектов".
Однако перспективы норвежская сторона видит не только в расширении производственных возможностей. "Мы знаем, что в Баренцевом море на шельфе Арктических морей сосредоточены огромные запасы углеводородов, и мы надеемся, что вместе с нашими партнерами мы будем участвовать в российских проектах, - сказал Скьевик. - У нас есть опыт работы в северных морях примерно в таких же сложных условиях и этот опыт может быть использован здесь".
Источник: по материалам Росбалт-Север

••• 21.02.07 Глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил о намерении законодательно закрепить за российскими судостроителями поставку оборудования для освоения континентального шельфа.
По оценкам Минпромэнерго, до 2030 года освоение шельфа потребует до 40 нефтегазодобывающих платформ, а также 85 специализированных и более 140 вспомогательных судов. Чтобы не уступать заказы западным компаниям, Минпромэнерго предлагает создать российским судостроителям льготные условия работы.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа, сообщил, что готов представить законодателям несколько "небанальных" законопроектов, направленных на поддержку отечественных судостроителей и закрепление за ними приоритетного права на поставку оборудования для освоения континентального шельфа. Поправки, которые, возможно, будут объединены в законопроект "О судостроении", предусматривают такие системные меры, как принятие нулевых ставок НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого не производятся в России, субсидирование процентных ставок по кредитам на постройку судов, а также софинансирование инвестпроектов, связанных с модернизацией производственных мощностей. Специальные меры законопроекта предполагают "закрепление приоритетного права создания средств по освоению морского шельфа за российской промышленностью", ограничение использования иностранных судов при каботажных и внутренних перевозках, стимулирование строительства рыболовных судов на российских предприятиях и развитие системы лизинга для приобретателей речных судов.
Источник: ИА REGNUM

••• 20.02.07 Газпром направит инвестиции в проекты на Ямале и в Штокман.
Газпром принял решение увеличить инвестиционную программу на 2008 год на 100 миллиардов рублей (около 3,8 млрд $) до 624 миллиардов рублей. Одним из направлений этих инвестиций станет Штокмановское газоконденсатное месторождение. Об этом заявил в зампред правления холдинга Валерий Голубев, отвечая на вопрос РИА Новости.
"В основном средства пойдут на реализацию Восточной программы с параллельной газификацией, а также на два крупнейших проекта: на Ямале это будет Бованенковское месторождение, где необходимо вкладывать не только в добычу, но и строить мощности для вывоза газа, а также Штокмановское месторождение".
Источник: BarentsObserver

••• 19.02.07 МПР России и Минобороны утвердили план действий по сопровождению российской заявки на юридическое закрепление внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах на 2007-2010 гг.
Определение внешних границ континентального шельфа Российской Федерации с целью делимитации морских пространств с сопредельными государствами проводится в соответствие с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
План действий предполагает проведение ряда геологических и батиметрических работ в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также мероприятий в сфере международной деятельности.
В частности, в рамках плана будут проведены дополнительные геолого-геофизические исследования зоны сочленения поднятия Менделеева с шельфом Восточно-Сибирского и Чукотского морей, зоны сочленения хребта Ломоносова с шельфом Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, центральной части Охотского моря на участке за пределами 200 морских миль. Материалы исследований будут представлены в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
Источник: пресс-служба МПР

••• 14.02.07 Наплавной энергоблок, изготовленный на "Севмаше", установлен в Мурманской области.
Наплавной энергоблок Кислогубской приливной электростанции, изготовленный на северодвинском оборонном предприятии "Севмаш", успешно установлен на подготовленное основание в Кислой губе.
Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM специалист пресс-службы предприятия "Севмаш" Анастасия Никитинская, конструкция была отбуксирована из Видяево и установлена на опорное основание в Кислой губе. В постановке энергоблока активное участие приняли рабочие и специалисты северодвинского предприятия "Севмаш": сотрудники производства морской техники и гражданского судостроения, управления испытаний и сдачи заказов, проектно-конструкторского бюро, цехов 40 и 50. Работа северодвинских специалистов организована в Мурманской области вахтовым методом. В настоящий момент продолжается подготовка к подключению энергоблока к электростанции. На этом участие "Севмаш" в проекте не заканчивается: специалисты завода примут участие в пуско-наладочных работах и подключении наплавного энергоблока к электростанции.
Источник: ИА REGNUM

••• 14.02.07 МЭРТ выступает за предоставление налоговых льгот при освоении шельфа.
Минэкономразвития России выступает за предоставление налоговых и таможенных льгот при освоении шельфовых месторождений, заявил замглавы министерства Кирилл Андросов. "Есть необходимость фискального стимулирования разработки шельфа, прежде всего арктического", - сказал Андросов. Он уточнил, что речь может идти о предоставлении налоговых каникул по налогу на добычу полезных ископаемых, а также льгот по экспортной пошлине для компаний, которые будут разрабатывать шельфовых месторождения.
Чиновник отметил, что за разработку законодательства по освоению шельфа отвечает министерство природных ресурсов России, которое вырабатывает, как выразился Андросов, "подходы к освоению шельфа". Что касается налоговых и таможенных льгот, то, по словам замглавы МЭРТ, "сейчас это предложение находится в стадии обсуждения и окончательных решений пока не принято".
Источник: Нефть и Капитал

••• 13.02.07 Заместитель генерального директора Севмаша Валерий Бородин принял участие в совещании в центральном офисе ОАО "Газпром" по вопросам обустройства Приразломного нефтяного месторождения.
В совещании, которое провел заместитель председателя правления компании Александр Ананенков, также приняли участие представители ЗАО "Севморнефтегаз", ЗАО "Морнефтегазпроект", ООО "Газфлот".
Основные вопросы были посвящены морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) "Приразломная" – главному объекту обустройства месторождения. В конце 2006 года Севмаш успешно завершил важный этап ее строительства – части платформы собраны в единое целое.
Валерий Бородин рассказал о грандиозной работе, выполненной предприятием, новаторских разработках и решениях. По итогам совещания намечены мероприятия, связанные со строительством "Приразломной" в текущем году.
В 2007 году Севмаш планирует установить на платформу все металлоконструкции, изготовить фундаменты и установить на них основное оборудование, выполнить большой объем работ по изготовлению и монтажу трубопроводов и систем вентиляции, окраске конструкций.
В дальнейшем специалистам предприятия предстоит не только сдать платформу под ключ, но также отбуксировать ее в район Мурманска для балластировки, подготовить район эксплуатации, установить платформу на точку бурения.
Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году на шельфе Печорского моря. Извлекаемые запасы нефти – 83,2 млн. т. Период разработки – 25 лет. МЛСП "Приразломная" предназначена для круглогодичного бурения оснащена буровой вышкой, двумя кранами, факельной вышкой, контейнерами для зимней эксплуатации, устройствами отгрузки нефти на танкеры, вертолетной площадкой. Генеральный инвестор проекта ОАО "Газпром".
Источник: по материалам пресс-службы ФГУП "ПО "Севмаш"

••• 08.02.07 Мурманск нарасхват у норвежских авиакомпаний.
Скандинавская авиакомпания SAS получила в норвежском министерстве транспорта разрешение на регулярные рейсы между Тромсё и Мурманском.
Авиакомпания "Norwegian" получила разрешение летатать между Мурманском и Осло. Ещё в прошлом году компании "Wideroe" разрешили открыть сообщение между Мурманском и Киркенесом.
Рост интереса норвежских авиакомпаний к мурманскому направлению совпал по времени с развитием трансграничных контактов между двумя странами. Новые деловые контакты, развивающаяся индустрия туризма и семейные связи диктуют необходимость расширения трансграничной инфраструктуры. За лицензией на направление Тромсё-Мурманск обратиласть одна SAS, на направление Осло-Мурманск - SAS и "Norwegian". В министерстве подчеркивают, что компании должны приступить к полётам как можно скорее.
Когда начнуться регулярные рейсы, конкуренция на российско-норвежском направлении значительно вырастет. Сейчас есть только "Аэрофлот-Норд" летает между Мурманском и Тромсё.
"Norwegian" производит регулярные рейсы на Санкт-Петербург, SAS - на Санкт-Петербург и Москву через Стокгольм.
Источник: BarentsObserver

••• 06.02.07 Мировой рынок судостроения получил в 2006 году заказов на $105,5 миллиарда.
В 2006 году мировые верфи заключили заказов на строительство новых судов на сумму $105,5 миллиарда.
Большая часть заказов касается нефтяных танкеров, поскольку компании стремятся модернизировать свои флоты в свете предстоящего в 2010 году запрета Международной Морской Организации (International Maritime Organization) на хождение однокорпусных нефтяных танкеров, заявил ведущий мировой судовой брокер Clarkson plc.
Расходы на новые суда в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом на 37 % и превзошли рекорд 2004 года в $76,3 миллиарда. Операторы нефтеперевозчиков увеличили в 2006 году свои расходы на 122% до $49,2 миллиарда. Наибольшие средства расходуются на танкеры класса "suezmax", обладающих вместимостью один миллион баррелей. Расходы на такие суда, согласно Clarkson, увеличились более чем в десять раз до $5,6 миллиарда.
Источник: Portnews

••• 31.01.07 "Статойл" и "Гидро" подбирают ключи к Арктике.
У норвежских нефтяных компаний "Статойл" и "Гидро" имеются большие планы разведочного бурения в Баренцевом море.
На конференции "Партнёрство на Севере", проходящей в Киркенесе (Норвегия), представители "Статойла" и "Гидро" вновь говорили о своём растущем интересе к Крайнему Северу.
Хотя обе компании связывают большие надежды с норвежской зоной Баренцева моря, намного превосходящие ресурсы российской зоны вызывают не меньший интерес. Как подтвердил г-н Карлсен, cтарший вице-президент "Статойла", в 1980-х – 1990-х Россия открыла 14 месторождений промышленного значения в Баренцевом (5) и Печорском (9) морях, и "Статойл" готов участвовать в освоении этих ресурсов. Одно только Штокмановское месторождение скрывает 3,6 трлн. куб. м газа, а в регионе есть еще ряд гигантских месторождений.
"Гидро" имеет те же амбиции. "Мы хотели бы участвовать в Штокмановском проекте, но решение, конечно, за "Газпромом", - сказал президент российского офиса "Гидро" Бенгт Лие Ларсен, добавив, что его компания была занята в процессе обсуждения Штокмановского проекта ещё с 1991 г. Прошлым летом компания пробурила на Штокмановском 7–ю пробную скважину.
Президент российского союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль в своей речи отметил, что на Севере Россия и Норвегия обречены на сотрудничество. В то же время он не подал новой надежды на развитие сотрудничества по Штокмановскому проекту. Также было отмечено, что восточная часть российского арктического шельфа пользуется приоритетом.
В своём выступлении на конференции норвежский министр нефти и энергетики Одд Ругер Эноксен подчеркнул, что предстоящее слияние "Статойла" и "Гидро" усилит международную роль и конкурентоспособность норвежской нефтяной промышленности, тем самым дав понять, что новая крупная компания может рассчитывать на новые возможности в России. Министр подчеркнул, что газпромовское решение об исключении иностранцев из числа потенциальных совладельцев Штокмановского месторождения не означает конца норвежско-российского сотрудничества на шельфе.
Источник: по материалам BarentsObserver

••• 28.01.07 Новые переговроы по Штокмановскому проекту могут начаться с Киркенеса.
С 29 по 31 января в приграничном норвежском городе Киркенес пройдёт конференция, в которой примут участие представители норвежской и российской нефтегазовой индустрии. Конференция может стать прологом новых переговоров по вопросу освоения Штокмановского месторождения. Основное внимание на конференции будет уделено углеводородным ресурсам Баренцева моря.
Конференция организована норвежской группой партнёрства в нефтегазовой сфере INTSOK. В качестве одного из партнёров по проведению конференции выступает норвежский Баренцсекретариат.
Конференцию откроет министр нефти и энергетики Норвегии Одд Ругер Эноксен, затем последуют выступления представителей руковосдтва "Газпрома", "Статойла" и "Гидро". Среди участников - дочерние компании "Газпрома" "Севморнефтегаз" и "Газфлот", "FMC Kongsberg", Мурманское морское пароходство, предприятия "Звёздочка" и "Нерпа".
Из инвестиционного плана "Газпрома" на 2007 г. ясно, что у компании имеются конкретные планы по освоению Штокмановского месторождения уже с этого года. Сам план, в котором предусмотрено 17,1 млрд. руб. на освоение месторождения, может считаться официальным сигналом о начале его осуществления. Если "Газпром" не собирается отставать от своего инвестиционного плана, ему необходимо как можно скорее приступить к действиям.
Источник: BarentsObserver

••• 26.01.07 Трутнев: Решение о создании отдельной компании по изучению и разработке российского шельфа пока не принято.
Решение о создании отдельной компании по изучению и разработке российского шельфа пока не принято. Об этом сообщил глава Министерства природных ресурсов (МПР) РФ Юрий Трутнев. "Решение о создании такой компании пока никто не принимал. Это обсуждается, возможно, этим будут заниматься "Роснефть" и Газпром. Все возможно", - сказал Трутнев.
Источник: РБК

••• 25.01.07 Создается компания для проведения геологоразведочных работ на шельфе РФ.
Министерства РФ согласовали создание национальной геологоразведочной компании для ведения работ на континентальном шельфе, сообщил источник в российском правительстве.
Предполагается, что в создаваемую компанию войдут активы российских компаний, имеющих опыт работы на шельфе.
По информации источника, речь, в частности, идет о подконтрольных Росимуществу предприятиях, например, ОАО "Союзморгео", ОАО "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции", ОАО "Дальморнефтегеофизика", ОАО "Севморнефтегеофизика", ФГУП "Арктикморнефтегазразведка".
Управление национальной геологоразведочной компанией может быть передано Газпрому и "Роснефти" на паритетных началах. Возможно, обе компании создадут дочерние предприятия в области геологоразведки, которые будут впоследствии включены в национальную компанию. Кроме того, не исключена возможность передачи создаваемой компании в управление "Зарубежнефти".
Однако в случае принятия окончательного решения о передаче российского континентального шельфа под управление ОАО "Газпром" и НК "Роснефть", реализация этих планов займет длительное время. Такое мнение на днях высказал РБК начальник пресс-службы Министерства природных ресурсов (МПР) РФ Ринат Гизатулин, комментируя появившуюся в СМИ неофициальную информацию о планах по передаче шельфовых месторождений в управление двум госкомпаниям.
Напомним, ранее планировалось, что решение о создании национальной геологоразведочной компании будет принято в начале 2007г.
По оценкам экспертов, в 2020-2030 годах ресурсы российского шельфа, которые оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива, станут новой базой добычи углеводородов.
Источник: РосБизнесКонсалтинг

••• 22.01.07 Российско-норвежская граница переходит на расширенное расписание.
Как подтвердили норвежские власти, время работы пункта пропуска на норвежско-российской границе будет продлено на три часа. Изменения вступят в силу этой зимой, сообщил начальник полиции в приграничной зоне Хокон Скулстад.
Пока пункт пропуска Стурскуг-Борисоглебск работает с 7.00 до 21.00 (с 9.00 до 23.00 по Московскому времени). Новое расписание - с 8.00 до 23.00 (с 6.00 до 01.00), сообщает газета "Сeр-Варангер Авис".
"Политическое решение по новому расписанию уже принято, но я не могу сказать, когда оно вступит в силу", - сказал г-н Скулстад, начальник полиции коммуны Сeр-Варангер, в интервью газете. Решено придать таможне в Стурскуге более дружественный вид, добавил он. По мнению вице-председателя норвежского Баренцсекретариата, продление часов пропуска улучшит условия движения грузового транспорта через границу, а также пойдёт на пользу индустрии туризма.
В последнее время норвежским властям приходится выслушивать критику в адрес Генерального консульства в Мурманске и таможни в Стурскуге, где уровень обслуживания оставляет желать лучшего.
Источник: BarentsObserver

••• 22.01.07 Первая очередь нефтеперегрузочного комплекса "Лавна" будет сдана к апрелю 2008 года.
Сроки строительства первой очереди нефтеперегрузочного комплекса установлены директивно - апрель 2008 года. Такие данные приводятся в документе "Социально-экономическое положение Кольского района на 2007 год".
В этом документе прописано, что в соответствии с принятой классификацией морских портов проектируемый нефтеперегрузочный комплекс "Лавна" на первую очередь строительства с годовым грузооборотом 10 миллионов тонн и судооборотом 217-458 судозаходов в год будет относиться к портам II группы. При полном развитии комплекса с годовым грузооборотом 31 миллион тонн и судооборотом до 839 судозаходов комплекс будет относиться к портам I группы – базовый порт, в котором транспортные суда должны получать все виды обслуживания и снабжения.
Общая штатная численность комплекса с учетом экипажей портового флота и внепортовых служб составит ориентировочно 784 человека. В планах годового грузооборота первой очереди планируется перегрузка до 10 миллионов тонн сырой нефти в год, второй - до 31 миллиона тонн в год.
Источник: B-Port

••• 20.01.07 Из Норвегии будут совершаться регулярные рейсы в Мурманск.
Норвежская авиакомпания "Wideroe" получила от норвежских властей разрешение на совершение регулярных рейсов на мурманском направлении. Самолеты этой компании будут летать по маршруту Мурманск - Киркенес.
Как отмечает издание "Nettavisen", Wideroe выиграла в соревновании с двумя другими компаниями, желавшими обслуживать это направление - норвежской "Norsk Flytjeneste AS" и шведской "Nordkalottflyg". При этом лицензию могла получить только одна компания. Как говорится в сообщении норвежского министерства транспорта, компания должна приступить к осуществлению полетов в кратчайшие сроки.
В Норвегии компания "Wideroe" обслуживает значительную часть внутренних авиалиний.
Источник: BarentsObserver

••• 18.01.07 "Гидро" уже бурит на "Нукуле" в 45 км к северу от Нордкаппа.
Вчера на участке "Нукула" в Баренцевом море приступила к бурению полупогружная платформа "Полар Пионер", сообщает норвежская нефтяная компания "Норск Гидро". Компания идёт на серьёзные инвестиции в Баренцевом море.
Скважина бурится в 45 км к северу от Нордкаппа, весь процесс займёт около 40 дней. "Мы довольны тем фактом, что смогли начать буровые работы, едва получив лицензию. Это лишний раз подчёркивает стремление "Гидро" к серьёзным инвестициям в Баренцевом море", - отметил в пресс-релизе руководитель разведочного отдела Туре Лиллё-Ульсен.
"Гидро" владеет 30 процентами месторождения и имеет статус оператора. Прочие собственники - "Eni" (30%), BG (20%) и "Petoro" (20%).
Источник: BarentsObserver

••• 16.01.07 "Балтийский завод" изготовил для "ЛУКОЙЛа" металлоконструкции, предназначенные для Варандейского терминала.
ОАО "Балтийский завод" завершило изготовление крупногабаритных металлоконструкций. Секции из хладостойкой стали предназначены для Варандейского терминала, который будет эксплуатировать ОАО НК "ЛУКОЙЛ". Сумма контракта составила более 4 млн евро, сообщает пресс-служба завода.
Контракт на поставку металлоконструкций "Балтийский завод" и ЗАО "Машсервис" подписали в июне 2006 года. Согласно условиям соглашения, предприятие изготовило крупногабаритные блоки стационарного морского ледостойкого причала Варандейского нефтяного отгрузочного терминала, строящегося на шельфе Баренцева моря.
Отгрузка блоков заказчику осуществляется в три этапа. С помощью специально оборудованных судов крупногабаритные металлоконструкции отправят в Калининград. Там из секций, изготовленных на Балтийском заводе, будут сформированы нижние уровни надводной части платформы. Общая высота конструкций нефтеналивного причала составит 50,5 м, диаметр - 27 м.
Источник: ПравоТЭК

••• 12.01.07 Норвежские газовики побили все рекорды добычи.
Абсолютный рекорд по объемам производства и экспорта природного газа установлен в 2006 г. на норвежском континентальном шельфе. Oб этом говорится в обнародованном 5 января докладе норвежского нефтяного директората.
В 2006 г на норвежском континентальном шельфе было произведено 87 млрд кубометров газа, что на 2,6 млрд кубометров больше по сравнению с 2005 г. В то же время директорат прогнозирует, что в 2007 г производство газа на шельфе увеличится до 90 млрд кубометров. Это будет обусловлено введением в эксплуатацию новых месторождений, в частности, месторождений "Ормен ланге" и "Сневит". В то же время ожидается, что к 2011 г объемы добычи газа на шельфе увеличатся почти до 120 млрд кубометров ежегодно.
В декабре 2006 г был установлен абсолютный рекорд, когда за одни сутки на норвежском шельфе было произведено 300 млн кубометров природного газа. Как отмечают местные СМИ, за последние 5 лет объемы добычи газа на шельфе Норвегии увеличились в 5 раз. В то же время, по мнению экспертов, существующая норвежская система газопроводов, в будущем позволит экспортировать в Европу 350 млн куб м газа ежедневно.
Более 99% добываемого природного газа на норвежском шельфе экспортируется в Европу. Газ поставляется в европейские страны по 7800-километровой системе газопроводов в терминалы, расположенные на территории Германии, Франции, Великобритании и Бельгии.
На этом фоне производство нефти на норвежском шельфе в 2006 г упало до самого низкого уровня за последние 12 лет. В ушедшем году ежедневно на норвежском шельфе производилось порядка 2,36 млн баррелей нефти, что на 190 тыс баррелей меньше, чем в 2005 г. В то же время в директорате не исключают, что в 2007 г также сохранится тенденция сокращения объемов добычи нефти.
Общий объем инвестиций в развитие месторождений на шельфе Норвегии, по оценкам директората, составил в 2006 г около 85 млрд крон /13,6 млрд долл.
Источник: ИА НГВ

••• 08.01.07 К 2010 г. "Газпром" завершит разведочные работы на Штокмановском месторождении.
К 2010 г. "Газпром" планирует завершить геологоразведочные работы на Штомановском месторождении в Баренцевом море, а также на Приразломном и Долгинском месторождениях, сообщил представитель компании Кирилл Селезнёв. Месторождения в Баренцевом море, на полуострове Ямал и на его шельфе в ближайшие годы будут иметь для "Газпрома" жизненно важное значение, подтвердил он.
Ожидается, что к 2020 г. "Газпром" будет добывать по 674 млрд. куб. м газа в год, а внутреннее потребление вырастет до 574 млрд. куб. м в год.
Для достижения поставленной цели "Газпрому" потребуется ввести в эксплуатацию новые месторождения, в том числе - Штокмановское и ряд месторождений в Западной Сибири, в числе которых и месторождения на п-ве Ямал и его шельфе.
Источник: по материалам BarentsObserver

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]

 

Copyright © 2001-2007 "Мурманчанин RU"  О сайте  

Rambler's Top100