Новости шельфа


••• 19.04.21 - "Академик Федоров" следует в Бремерхафен.
НЭС "Академик Федоров" 11 апреля вышло из порта Кейптаун и взяло курс на порт Бремерхафен, куда по расчетам должно зайти 2 мая. Об этом сообщает пресс-служба ААНИИ. С борта судна в Санкт-Петербург и Москву из Кейптауна несколькими группами убыли на рейсовых самолетах участники 58-й РАЭ. На борту судна возвращаются на родину 60 участников 57-й и 58-й РАЭ. 18 апреля судно пересекло экватор.
"Академик Трешников" 12 апреля прибыл в Санкт-Петербург, участники 57-й и 58-й РАЭ приступили к сдаче экспедиционных материалов и отчетов. 17 апреля началась подготовка к гарантийному ремонту судна.
На круглогодичных станциях РАЭ - Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен выполняются работы по программе 58-й зимовочной РАЭ. Погодные условия на станциях: Восток - от -52,2° до -72,9°С, ветер до 10 м/сек; Мирный - от -10.2° до –27,5°С, ветер до 25 м/сек; Прогресс - от -7,2° до -20,6°С, ветер до 20 м/сек; Новолазаревская - от -6,1° до -18,7 °С, ветер до 27 м/сек; Беллинсгаузен - от +3,5° до –1,8°С, ветер до 18 м/сек.
В Арктике станция "Северный полюс-40" дрейфует в северной части канадской котловины. Температура воздуха средняя – минус 22 С. Ледовая обстановка в районе станции стабильна. Личный состав станции здоров. Подробнее об основных операциях Российской антарктической экспедиции и о работе дрейфующей станции "СП-40", а также высокоширотной экспедиции "Барнео-2013" здесь.
Источник: ААНИИ

••• 19.04.21 - Необходимо соглашение о рыбном промысле в районе Северного полюса.
Дипломаты и чиновники рыбохозяйственного сектора из пяти приарктических стран до конца апреля встретятся в Вашингтоне, чтобы обсудить правила коммерческого рыболовства в районе Северного полюса.
По мере таяния льдов Северного Ледовитого океана открываются огромные пространства, где впервые в обозримой истории становится возможен рыбный промысел. Отсутствие соответствующих правил для центральной области океана не имело особого значения, когда эта область была скована льдом.
На сравнимой по площади со Средиземным морем акватории Северного Ледовитого океана в настоящее время не действует никаких международных договоров по регулированию рыбного промысла. Подобный договор необходим, чтобы закрыть этот регион для коммерческого промысла до тех пор, пока научные знания и административные меры не дадут надёжных гарантий рационального освоения рыбных ресурсов.
Дипломаты и должностные лица из Норвегии, Дании, Канады, России и США встретятся для обсуждения этого вопроса 29 апреля в Вашингтоне.
В случае заключения это будет уже третий из договоров такого рода между странами Крайнего Севера, призванных регулировать коммерческое освоение и индустриализацию региона, интенсивность которых должна расти вслед за глобальным потеплением. Два существующих на сегодня договора касаются поисково-спасательных работ и готовности к ликвидации нефтяных разливов.
Источник: BarentsObserver

••• 18.04.21 - "Газпром" планирует в 4-м квартале получить первую нефть с Приразломного месторождения.
Об этом сообщил в интервью журналу "Газпром", опубликованном на сайте компании, заместитель председателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов.
"В настоящее время ведется интенсивная подготовка к запуску Приразломного нефтяного месторождения: арендована береговая база обслуживания в Мурманске и открыт аэропорт для международных полетов; построены и введены в эксплуатацию два многофункциональных ледокольных судна-снабжения, арендованы танкеры и специализированные суда. Предусмотрено использование необходимого количества оборудования и средств ликвидации аварийных разливов нефти, дислоцированных на береговой перевалочной базе на Варандее, на морской ледостойкой стационарной платформе "Приразломная" и на судах, несущих аварийно-спасательное дежурство рядом с ней", - сказал зампредправления.
Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Оно находится на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 м. Запасы нефти Приразломного месторождения составляют 72 млн т, что позволяет достичь годового уровня добычи 6,6 млн т.
Источник: Biztass

••• 18.04.21 - "Газпром геологоразведка" проведет сейсморазведку на шельфе Сахалина.
15 апреля в Охе и 17 апреля в Ногликах (Сахалинская область) состоялись общественные слушания по проекту сейсморазведочных работ 3Д в пределах Аяшского лицензионного участка на шельфе Охотского моря, в том числе, раздела "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)".
Сейсморазведочные работы будут выполнены в течение навигационного сезона 2013 года на площади в 1500 кв. км.
Заказчиком сейсморазведочных работ 3Д в пределах Аяшского лицензионного участка является ООО "Газпром геологоразведка".
Организаторы проинформировали общественность о планируемых работах и мероприятиях по минимизации их воздействия на морскую фауну. Было отмечено, что морская сейсморазведка 3Д - метод, признанный и применяемый во всем мире. Технологии, которые планируется использовать на Аяшском лицензионном участке, соответствуют международным стандартам и требованиям российского законодательства в сфере экологии.
При проведении сейсморазведки будет использовано современное 12-косовое судно (косы представляют собой специальные кабели для выполнения сейсморазведочных работ). Большое количество кос позволит существенно сократить сроки проведения исследований. Судно также оборудовано системой гидроакустического мониторинга для обнаружения морских млекопитающих: при приближении животных работы приостанавливаются.
В соответствии с материалами ОВОС реализация системы природоохранных, технических и технологических мероприятий позволит максимально снизить воздействие работ на окружающую среду.
Эксперты и участники слушаний отметили, что влияние сейсморазведки на экосистему Охотского моря будет носить кратковременный и локальный характер. По итогам слушаний было получено согласие жителей на реализацию проекта, сообщает "Газпром геологоразведка".
Источник: Sakhalin.info

••• 17.04.21 - УПС "Профессор Хлюстин" вернулось во Владивосток после ремонта.
17 апреля в порт приписки Владивосток из Шанхая после восстановительного ремонта и переоборудования вернулось учебно-производственное судно Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского "Профессор Хлюстин".
На судне 1973 года постройки был проведен капитальный ремонт главного двигателя и его систем, судового электрооборудования, связи, навигационных и пожарных систем, спасательных устройств, а также ремонт жилых и служебных помещений. Корпус судна, механизмы и устройства освидетельствованы в доке, отремонтирован гребной вал. Качественный ремонт на класс Регистра судоходства обеспечит надежную эксплуатацию судна на предстоящие 5 лет.
УПС "Профессор Хлюстин" станет базой не только для прохождения плавательной практики курсантов Морского университета имени адмирала Невельского, но и для исследовательской, образовательной и производственной деятельности на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.
Судно нацелено на подготовку специалистов для работы в дальневосточных и арктических морях, выполнение грузовых перевозок в интересах территорий Восточного и Северо-Восточного побережья страны, проведение исследований по изучению шельфовых зон Дальнего Востока и Арктики, а также предназначено для прохождения учебно-производственной практики одновременно 100 курсантов под руководством преподавателей.
Источник: Morvesti

••• 17.04.21 - Statoil рассматривает возможность возвращения в Штокмановский проект.
Норвежский нефтегазовый концерн Statoil рассматривает возможность возвращения в Штокмановский проект. Об этом в интервью еженедельнику "Текниск укеблад" (Teknisk ukeblad) заявил пресс-секретарь компании Борд Глад Педерсен.
"Мы заинтересованы в том, чтобы вернуться на Штокман, однако это произойдет только при условии, что подход к разработке месторождения будет пересмотрен, а условия для деятельности иностранных компаний и осуществления шельфовых проектов в России улучшатся, - отметил Педерсон. - Мы обсуждаем с "Газпромом" различные варианты технологического воплощения замысла, однако пока что не готовы вдаваться в детали".
В материале, размещенном на интернет-сайте издания, также отмечается, что "Статойл" считает нерациональной идею прокладки к месторождению морских трубопроводов. "Мы неоднократно выражали наше желание видеть Штокман в качестве проекта, базирующегося исключительно на технологии сжижения природного газа. Это позволит снизить необходимые объемы инвестиций и обеспечить синергический эффект на более поздних этапах его воплощения, которые также будут основаны на использовании СПГ", - подчеркнул Педерсен.
Источник: Biztass

••• 16.04.21 - Статойл переносит сроки бурения самой северной в мире скважины.
Этим летом норвежский "Статойл" развернёт в Баренцевом море масштабные буровые работы, при этом бурение скважины на участке Хооп откладывается на следующий год.
Как уже писал BarentsObserver, этим летом в "Статойле" планировали приступить к проходке двух или трёх скважин на пограничном участке Хооп. Эти скважины стали бы не только самыми северными на норвежском континентальном шельфе, но и самыми северными морскими нефтяными скважинами в мире.
Компания изменила свои планы и отложила работы на участке до следующего года. Отсрочка связана с подготовкой и адаптацией к арктическим условиям буровой установки WestHercules, которая должна была перейти на участок Хооп после завершения работ на месторождении Скругард.
"Наши планы проходки скважин постоянно пересматриваются, мы подбираем оптимальные варианты. Сейчас мы планируем пробурить четыре скважины на Скругарде. Затем, прежде чем перейти на Хооп, мы пробурим одну скважину в бассейне Хаммерфеста. Это означает, что на Хооп мы выйдем примерно в это же время в следующем году", – сказал в интервью газете StavangerAftenblad пресс-секретарь "Статойла" Ула Андерс Скауби.
"Статойл" планирует бурить на участках Нунатак, Искристалл, Скавл и Крамснё, расположенных по соседству друг с другом. Поскольку эти участки находятся в непосредственной близости к месторождениям Скругард и Хавис, в случае открытия новых месторождений будет возможность воспользоваться инфраструктурой, которую здесь планируется построить.
Источник: BarentsObserver

••• 16.04.21 - Debmarine объявила о запуске алмазодобычи на крупнейшем в мире судне.
Компания De Beers Marine Namibia (DebMarine) ввела в эксплуатацию крупнейшее в мире судно для осуществления морской добычи алмазов.
На судне под названием MV Mafuta будет производиться около 350 тыс.кар алмазов в год, что составляет 30% от совокупного объема алмазодобычи компании.
Издание The Namibian процитировало заявление генерального директора DebMarine Отто Шиконго (Otto Shikongo) о том, что данное судно обеспечит наибольший доход и объем производства компании.
В прошлом году Debmarine произвела 1,1 млн кар алмазов.
MV Mafuta станет пятым по счету действующим судном для добычи алмазов в составе активов компании. Его конструкция предусматривает возможность ведения непрерывной добычи на протяжении 100 часов.
Источник: GEOnews

••• 16.04.21 - ЛУКОЙЛ получил транспортно-монтажную баржу для месторождения в Каспийском море.
На морской рейд Астрахани прибыла построенная по заказу ЛУКОЙЛа транспортно-монтажная баржа (ТМБ), которую компания будет использовать для строительства морских платформ на месторождении имени Владимира Филановского в Каспийском море.
ТМБ оснащена краном грузоподъемностью 400 тонн, с помощью которого будет осуществляться свайное крепление опорных оснований морских платформ и установка переходных мостов между ними, а также верхних строений буровой платформы (ЛСП-1), центральной технологической платформы (ЦТП), платформы жилого модуля (ПЖМ-1) и райзерного блока (РБ).
Грузоподъемность ТМБ - 13 450 тонн, длина - 140,3 метра, ширина - 62,3 метра. Т-образная баржа состоит из двух основных понтонов, а также двух дополнительных понтонов (аутригеров), необходимых для повышения грузоподъемности и остойчивости судна при перевозке сверхтяжелых габаритных грузов, таких как верхние строения ЛСП-1 и ЦТП.
ТМБ названа в честь одного из бывших руководителей геологической службы ЛУКОЙЛа - Юрия Степановича Кувыкина (1935-2012), который внес большой вклад в открытие крупной нефтегазоносной провинции в северной части Каспия. В знак признания заслуг Юрия Кувыкина в его честь также было переименовано Сарматское нефтегазоконденсатное месторождение, которое ЛУКОЙЛ открыл в Российском секторе Каспийского моря в 2003 году.
В мае текущего года ТМБ приступит к установке опорных оснований ЛСП-1, ПЖМ-1, ЦТП и РБ на месторождении имени В. Филановского.
Источник: ЛУКОЙЛ

••• 15.04.21 - Строительством серии морских самоходных плавучих кранов займется СФ "Алмаз".
Судостроительная фирма "Алмаз" получила госзаказ на постройку серии из 9 морских самоходных плавучих кранов грузоподъемностью 35-150 тонн. Морские самоходные плавучие краны будут строиться на двух площадках: ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО "Морской завод "Алмаз".
Этот заказ позволит загрузить предприятие работой до 2017 года, отмечается в сообщении пресс-службы предприятия.
Источник: i-Mash

••• 15.04.21 - В Тромсё открывается Центр морского права.
Таяние арктических льдов открывает дорогу для судоходства и освоения ресурсов. Но кому принадлежит Арктика и какие международные нормы должны действовать?
Китай, Индия, Япония и Евросоюз стучатся и стучатся в ворота Арктики. Этот вопрос станет особенно острым на предстоящем заседании Арктического совета, которое состоится 15 мая в Кируне на севере Швеции, когда страны-участники Арктического совета ознакомятся с заявками на получение статуса наблюдателя.
Университет г.Тромсё объявил о создании специализированного центра исследований в области морского права и других юридических областях, связанных с вопросами международной и национальной юрисдикции в Арктике.
В центре будет работать около 15 экспертов по морскому праву и арктическим вопросам. Партнёром центра выступает Институт им. Фритьофа Нансена. Финансирование поступает из Фонда Кристиана Герхарда Йебсена, что также нашло отражение в названии центра: Центр морского права им. К.Г. Йебсена.
"Имеется острая необходимость укрепления международных исследований в области морского права, в экологической ли, продовольственной или иной политической перспективе", - говорит директор Фонда Коре Роментвейт. Сильное и независимое исследовательское сообщество, по его мнению, будет играть важную роль, особенно на международной арене.
Во главе нового центра встанет профессор юридического факультета Университета г. Тромсё Туре Хенриксен.
"Норвегия - государство с большими морскими просторами, но без крепких экспертных позиций в морском праве. Мы будем изучать всё - от климатических и экологических проблем Арктики до пиратства и террористической угрозы на море", - говорит профессор Хенриксен. В будущем, выражает он надежду, закон будет использоваться для противодействия негативным эффектам, связанным с влиянием на морскую среду изменений климата. Ещё один вопрос - как сосуществовать рыбному промыслу и нефтедобывающей промышленности.
В настоящее время в распоряжении центра имеется финансирование на ближайшие шесть лет работы.
Источник: BarentsObserver

••• 12.04.21 - В Санкт-Петербурге прошла международная конференция "Северный морской путь: состояние, проблемы, перспективы".
Участники обсудили вопросы правового регулирования судоходства по Северному морскому пути, экономические, инфраструктурные и экологические аспекты. В частности, докладчики предложили установить обязательную арктическую ледокольную проводку и ввести круглогодичный арктический сбор. Кроме того, участникам конференции рассказали о изменении климата и площади распространения льда в Арктике, а также представили систему предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Власти Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутии), основываясь на собственном опыте, доложили о влиянии Севморпути на развитие арктических территорий России. Также участникам конференции представили доклад о реализации проекта порта Сабетта, завершение которого намечено на 2016 год.
Конференция была организована ЦНИИ морского флота и журналом "Вести морского Петербурга" при поддержке Министерства транспорта РФ и Морского совета при городском правительстве.
Источник: Арктика-Инфо

••• 12.04.21 - Total намерена экспортировать СПГ с Ямала в Великобританию и в северо-западную Европу.
Французская компания Total намерена экспортировать российский сжиженный газ с полуострова Ямал в Великобританию и в северо-западную Европу. Об этом заявил в четверг в интервью агентству Рейтер глава подразделения "Тоталь" по транспортировке сжиженного газа Жак Бесс.
Как сообщается, экспорт сырья со строящегося на Ямале предприятия по сжижению природного газа (СПГ) начнется в 2016 году. Летом поставки будут осуществляться по Северному морскому пути в страны Азии, где цены на газ выше, чем в Европе.
Газ будет поставляться на европейский рынок только зимой, когда Северный морской путь полностью покрывается льдом, и его транспортировка в Азию станет невозможной.
"Тоталь", наряду с российской компанией "Новатек", является совладельцем компании "Ямал СПГ". Она занимается освоением Южно-Тамбейского месторождения и строительством завода по сжижению газа на полуострове Ямал.
"В настоящий момент мы ведет консультации с людьми, владеющими терминалами по приему сжиженного газа в северо-западной Европе, в том числе в Соединенном Королевстве", - заявил Жак Бесс.
"Планы заключаются в том, чтобы продать часть сжиженного газа на рынке северо-западной Европы, а остальное экспортировать через терминалы на более прибыльные рынки", - заявил Жак Бесс.
Источник: Biztass

••• 12.04.21 - Сезон ураганов-2013 в Атлантике прогнозируется интенсивнее обычного.
Метеорологи из университета штата Колорадо прогнозируют, что сезон ураганов, который начнется в Атлантике 1 июня, будет активным, говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте университета.
По данным ученых, в 2013 году в Атлантическом океане сформируются до 18 штормов, сила которых окажется достаточной для присвоения имени (имя присваивается тропическому шторму, когда ветер достигает скорости свыше 62 км в час). Ожидается, что девять из них станут ураганами, причем четыре - третьей и более категории по шкале Саффира-Симпсона.
Шторм становится ураганом, когда скорость ветра превышает 119 километров в час. Третья категория присваивается урагану, когда скорость ветра повышается до 178 километров в час. Ураган этой категории уже может вызвать разрушение зданий.
Команда специалистов из колорадского университета занимается прогнозированием интенсивности сезона ураганов в Атлантике уже 30 лет.
Официально сезон ураганов в Атлантике начинается 1 июня и заканчивается 30 ноября. Средним по интенсивности считается сезон ураганов, в который происходят 11 штормов, получивших имена, а шесть из них становятся ураганами, причем лишь два из них достигают третьей категории или превышают ее.
Источник: РИА Новости

••• 11.04.21 - ConocoPhillips приняла решение приостановить работы по разведке шельфа Чукотского моря.
Хотя американские власти ссылаются на то, что компания попросту не готова обеспечить безопасность освоения месторождений, в ConocoPhillips ссылаются на несовершенное законодательство США.
Вслед за Shell и Statoil с освоением шельфа Аляски решила повременить компания ConocoPhillips. По информации издания The Wall Street Journal, ConocoPhillips ссылается на отсутствие конкретных требований американского законодательства к разработке месторождений на этой территории.
Лицензии на проведение геологоразведки 98 участков в акватории Чукотского моря компания получила в 2008 году. В программу изучения шельфа инвестировано 650 млн долларов в период с 2008 по 2012 годы. Теперь руководство компании объявило, что дальнейшие, и без того рискованные, вложения были бы нецелесообразны до тех пор, пока власти США не примут соответствующее законодательство, определяющее четкие требования к работе на шельфе.
Такое мнение высказал Тронд-Эрик Йохансен, глава ConocoPhillips Alaska. В то же время, по информации руководителя министерства внутренних дел США (the United States Department of the Interior) Кена Салазара, в качестве основной причины приостановки разведки ConocoPhillips заявила результаты анализа проблемных ситуаций, которые возникли при работе на Аляске у компании Shell. Так же мотивировала свое решение заморозить планы по освоению американского шельфа компания Statoil.
Источник: Pronedra

••• 11.04.21 - "Академик Трёшников" возвращается в родной порт.
Сегодня вечером научно-экспедиционное судно Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета "Академик Трёшников" возвращается в родной порт из первого своего антарктического рейса. Об этом сообщает пресс-служба ААНИИ. На борту судна находятся 102 человека, из них 56 членов экипажа, 27 сотрудников РАЭ, 19 прикомандированных гарантийных специалистов.
Выход судна от причала Санкт-Петербургского Морского торгового порта состоялся 21 декабря 2012г., рейс продолжался 111 суток. За этот период НЭС "Академик Трёшников" прошло 21773 морских миль, из них во льдах 1568 миль и 3138 миль в айсберговых водах Антарктики. За период рейса судно дважды заходило в порт Бремерхафен (Германия) и Монтевидео (Уругвай).
Все задачи рейса были выполнены, несмотря на то, что за период плавания судовой администрацией в адрес завода-изготовителя судна было составлено 125 рекламационных актов. Безусловно, большинство выявленных технических недостатков будут устранены в период гарантийного ремонта. Это обычный процесс по вводу любого нового судна в эксплуатацию. Выявить такие недостатки можно только проведя натурные испытания, особенно в тех условиях, в которых судну предстоит работать в будущем. Плановые календарные сроки рейса были строго соблюдены, при заходах в порты не требовалось выполнения специальных ремонтных работ, большинство выявленных неисправностей устранялись на месте силами гарантийных и судовых специалистов.
Все задачи первого рейса, поставленные перед его участниками, были успешно выполнены. Впереди экипаж НЭС "Академик Трёшников" и участников РАЭ ждут новые антарктические рейсы, новые работы и новые испытания.
Источник: ААНИИ

••• 11.04.21 - Работы по разведке месторождений на дальневосточном шельфе будут активизированы.
Перспективы освоения месторождений нефти и газа на шельфе в акваториях морей Дальнего Востока и Восточной Арктики обсудили в Минвостокразвития РФ. Совещание с участием представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть", ФГУП "ВНИИ Океангеология им.И.С.Грамберга", ООО "Газпром ВНИИГАЗ", компаний "Эксон Нефтегаз Лимитед" и "Сахалин Энерджи", состоялось в Минвостокразвития.
На совещании отмечено, что на Дальнем Востоке формируется мощный нефтегазовый комплекс. Завершаются работы по обустройству Киринского газоконденсатного месторождения, где впервые в России добыча углеводородного сырья будет целиком осуществляться с помощью подводно-добычных комплексов. Запущен магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Введена в эксплуатацию трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", построен специализированный морской нефтеналивной порт "Козьмино". Освоение континентального шельфа - один из масштабных проектов, который обеспечит Дальнему Востоку будущее, как современного, конкурентоспособного региона с мощной экономикой. Сегодня добыча углеводородов в акваториях морей Дальнего Востока осуществляется только на шельфе Сахалина. В 2012 году добыча нефти и газового конденсата составила более 14,08 млн. тонн, природного газа более – 27,38 млрд. кубометров.
Участники совещания также отметили, что тяжелые природно-климатические условия, слабая развитость инфраструктуры и географическая удаленность большинства месторождений ведут к повышению затрат на их поиск и разработку. Вследствие этого геологическая изученность российского шельфа в 10 раз ниже американского шельфа Чукотского моря и в 20 раз ниже шельфа Норвегии.
Источник: РИА "Восток-Медиа"

••• 10.04.21 - Украина ожидает прибытия морской платформы по приему СПГ в I полугодии 2014 года.
Украина рассчитывает, что морская платформа FSRU, на которой будет размещен СПГ-терминал, появится на побережье Черного моря уже в первом полугодии 2014 года, что позволит стране получать сжиженный газ, сообщил журналистам глава государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив.
Ранее планировалось, что американская компания Excelerate Energy должна обеспечить транспортировку данной платформы по приему и регазификации СПГ до конца следующего года.
"В ближайшие недели будут зафиксированы документы, в результате которых в первой половине следующего года на Черноморском побережье Украины уже будет морская платформа по приему сжиженного газа", - сказал Каськив в ходе заседания рабочей группы по внедрению национальных проектов во вторник.
Источник: Oil-gas-energy.ua

••• 10.04.21 - В Морском УТЦ "Макаровки" прошли подготовку капитаны-координаторы морских спасательных координационных центров.
В Морском учебно-тренировочном центре Государственного Университета морского и речного флота им. С.О.Макарова успешно прошли подготовку капитаны-координаторы морских спасательных координационных центров и подцентров (МСКЦ / МСПЦ).
С 25 марта по 06 апреля прошел шестой поток курсов подготовки капитанов-координаторов МСКЦ/ МСПЦ по программе "Повышение квалификации специалистов, участвующих в ликвидации последствий морских аварий".
Программа рассчитана на повышение уровня профессиональной подготовки работников морских спасательно-координационных центров (МСКЦ) и морских спасательных подцентров (МСПЦ) в течение 104 часов (2 недели) обучения.
Обучение проводится наиболее опытными инструкторами Морского УТЦ, профессорами и преподавателями академии, а также специалистами МСКЦ и ФБУ "Госморспасслужба России". На занятиях слушатели имеют уникальную возможность получить практические рекомендации высококлассных специалистов. Всего в период с октября 2010 года подготовлено 75 капитанов-координаторов ГМСКЦ, МСКЦ/МСПЦ.
Источник: Morflot

••• 10.04.21 - Атомоход "Россия" возвращается в Мурманск.
Атомный ледокол "Россия" Росатомфлота завершил работу на Балтике. С 22 января, за время работы по договору с ФГУП "Росморпорт", атомоход провел 355 крупнотоннажных танкеров в направлении портов Финского залива. Сейчас атомный ледокол направляется в Мурманск, ориентировочно переход займет 6-7 суток, в зависимости от погодных условий. Об этом сообщает пресс-служба Росатомфлота.
В этом году договор на оказание услуг по проводке судов в порты Финского залива с ФГУП "Росморпорт" был заключен на 90 суток, с 16 января по 16 апреля, включая время перехода атомохода от порта приписки. Напомним, это уже третий год подряд, когда атомные ледоколы Росатомфлота обеспечивают безопасность проводки судов в Финском заливе. Впервые атомный ледокол "Вайгач" Росатмофлота работал на Балтийском море в зимнюю навигацию 2011 года. Тогда за 51 сутки непрерывной работы атомоход провел 258 различных судов. Зимой 2012 года атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Россия" работали в Финском заливе с 2 февраля до 18 апреля. За время навигации были проведены 322 судна.
По приходу в порт приписки, а/л "Россия" пройдет процедуру предъявления Российскому морскому регистру судоходства, после чего отправится на Белое море. Сейчас там по договору с ОАО "Новатэк" в направлении порта Витино работает а/л "Ямал". В акватории Белого моря в этом году также сложилась непростая ледовая обстановка.
Продолжают активную работу и атомные ледоколы типа "Таймыр". Так, а/л "Вайгач" продолжает работать по договору с ОАО "Норильский Никель" в устье реки Енисей, а а/л "Таймыр" завершил проводку теплохода "Юрий Аршеневский" Мурманского морского пароходства в сторону Архангельска. После этого атомоход вернется в Обскую губу, где возьмет под проводку т/х "Капитан Вишняков" Северного морского пароходства.
Источник: Росатомфлот

••• 09.04.21 - Крыловский научный центр и Nordic Yards определили совместные проекты.
ФГУП "Крыловский государственный научный центр" и компания Nordic Yards подписали соглашение о научном и техническом сотрудничестве, а также ряд контрактов по конкретным проектам, предусматривающих совместную работу в рамках проектирования и строительства сложных, высокотехнологичных судов и конструкций для заказчиков в России и в Европе.
Конечными заказчиками проектов выступают следующие международные и российские компании: Alstom, "Сахалин Энерджи", "Ямал СПГ". А также российские государственные структуры: Росморречфлот, Минобороны РФ. Для компаний Alstom и Росморречфлот уже ведется работа по подготовке проектной документации.
Реализация контрактов будет происходить в рамках работы Арктического центра, создаваемого на базе ФГУП "Крыловский государственный научный центр" и Nordic Yards.
Контракты предусматривают совместную работу в рамках исполнения следующего проекта: строительство морской преобразовательной платформы DolWin gamma для ветропарка в Северном море в Германии (контракт на строительство этой крупнейшей в мире платформы Nordic Yards и международный энергетический концерн Alstom подписали в феврале 2013 года).
Подписанные контракты также закрепляют договоренности сторон по совместному участию в следующих проектах:
- проектирование и строительство судна-кабелеукладчика (заказчик Минобороны РФ);
- проектирование и строительство ледокольного судна обеспечения и аварийно-спасательного судна (для конечного заказчика компании "Сахалин Энерджи");
- проектирование и строительство портового ледокола, ледокольного портового буксира, буксиров легкого ледового класса для флота обеспечения портовых операций ОАО "Ямал СПГ";
- разработка технических предложений по созданию самоподъёмной ледостойкой буровой платформы для круглогодичного бурения эксплуатационных скважин на шельфе (для конечного заказчика ОАО "Газпром").
Общий объем подписанных контрактов составил более 10 миллионов евро. Работы по их исполнению начнутся в апреле 2013 года.
Источник: i-Mash

••• 09.04.21 - Noble Energy проведет второе пробное бурение на шельфе Кипра.
Американская компания "Noble Energy" проведет второе пробное бурение на 12-м блоке исключительной экономической зоны Кипра в июне.
Об этом сообщил вице-президент Кипрской компании углеводородов Солон Касинис в интервью Кипрской радиовещательной корпорации. По его словам, благодаря этому бурению "уже осенью станет известно точное количество залегающих в шельфе углеводородов".
Касинис отметил, что в порту Лимассола уже проведены необходимые приготовления для работы американской компании. "Мы ожидаем, что к концу этого года или в начале 2014 года Кипр может получить предварительные заявки на будущее приобретение энергоносителей и извлечь прибыль", - сказал он.
Осенью 2011 года американская компания "Noble Energy" приступила к пробному бурению на 12-м блоке кипрского шельфа и в конце декабря объявила об обнаружении запасов газа, которые, по предварительным оценкам, составляют от 140 до 230 млрд кубометров.
Источник: Biztass

••• 08.04.21 - Родственники моряков с затонувшего судна "Аметист" получат по одному миллиону рублей.
Семьям погибших моряков с затонувшего научно-исследовательского судна "Аметист" выделят по одному миллиону рублей. Такое решение принято накануне в Москве на заседании правительства РФ.
В течение года 23 миллиона рублей из резервного фонда кабинета министров поступят на счет Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО). В этом учреждении, к которому был приписан "Аметист", и смогут получить деньги родственники погибших.
Ранее правительство Камчатки выделило семьям моряков по 250 тысяч рублей. Материальную помощь на сумму в два миллиона рублей оказало и КамчатНИРО. Кроме этого, по миллиону рублей в качестве возмещения морального вреда институт выплатил по решению суда матерям двух погибших членов экипажа.
СТР "Аметист" пропал в заливе Шелихова 11 февраля 2011 года. На борту судна находились 23 человека. В мае прошлого года рефрижератор был найден на дне залива с помощью глубоководного аппарата "Пантера Плюс". Источник: ИА "Восток-Медиа"

••• 08.04.21 - В аукционе по нефтегазовым блокам Бразилии примет участие более 70 компаний.
Заявки на участие в первом за пять лет в Бразилии аукционе по нефтегазовым участкам подала 71 компания, сообщает Национальное агентство нефти (ANP) страны.
Торги пройдут 14-15 мая. Ожидается, что они приведут к всплеску активности в нефтегазовой отрасли страны, не проводившей аукционы по участкам углеводородов с 2008 года.
Заявки на участие в торгах подали компании из 21 страны. Интерес к участкам проявили почти все крупнейшие игроки, в том числе Exxon, Chevron, Сonoco, BP, Total, Shell. Больше всего в списке бразильских компаний - 19, в том числе Petrobras и HRT, восемь компаний из США, шесть из Великобритании, по пять из Канады и Японии. Российских компаний в списке нет.
Бразилия выставляет на майские торги право на проведение разведки на 289 участках нефти и газа общей площадью почти 156 тысяч квадратных километров: 123 блока расположены на суше, 166 относятся к морским, 94 - к глубоководным, 72 - к мелководным. Власти страны намерены провести в этом году еще несколько аукционов по участкам углеводородов.
Источник: Nefttrans

••• 05.04.21 - Балтийское море может стать пилотной областью для использования СПГ в качестве топлива для морских судов.
Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг считает, что Балтийское море может стать пилотной областью для использования СПГ в качестве топлива для морских судов.
Выступая на пленарном заседании Форума Балтийского моря, Столтенберг заявил, что в регионе "глубоко укоренились традиции морской торговли и дистанции в Балтийском море идеальны для каботажного судоходства". "Таким образом, мы считаем, что Балтийское море может стать пилотной областью использования СПГ в Европе", - сказал премьер.
По его словам, СПГ позволяет устранить выброс серы и вредных частиц в атмосферу. Так, выбросы оксидов азота при переходе с традиционного топлива на СПГ снижаются на 90 проц. Тем же способом можно на 20 проц снизить выбросы углекислого газа. "Это тот ресурс, который у нас наличествует и тот ресурс, который мы планируем разрабатывать и изучать в дальнейшем", - заключил премьер-министр Норвегии.
Источник: Biztass

••• 05.04.21 - Антарктика: НЭС "Академик Федоров" следует в Кейптаун.
В связи со штормовыми условиями плавания, маршрут судна был проложен с учетом обхода районов с наиболее сильным волнением океана, судно планирует заход в порт 6 апреля. Об этом сообщает пресс-служба ААНИИ.
НЭС "Академик Трешников" 4 апреля прибыл в порт Бремерхафен. На переходе из Лас-Пальмаса на судне производилась настройка судового научного оборудования.
НИС "Академик Александр Карпинский" идет из Кейптауна в направлении одного из европейских портов. Из Кейптауна 28 марта вылетала группа специалистов научно-технической службы судна в составе 15-ти человек, которая прибыла в Санкт-Петербург 29 марта.
На круглогодичных станциях РАЭ - Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен выполняются работы по программе 58-й зимовочной РАЭ. Погодные условия на станциях: Восток - от -63,6° до -73,0°С, ветер до 8 м/сек; Мирный - от -11.8° до –21,6°С, ветер до 23 м/сек; Прогресс - от -5,8° до -26,1°С, ветер до 12 м/сек; Новолазаревская - от -4,0° до -18,0 °С, ветер до 31 м/сек; Беллинсгаузен - от +3,7° до –5,4 °С, ветер до 28 м/сек.
В Арктике станция "Северный полюс-40" дрейфует в северной части канадской котловины. Температура воздуха средняя – минус 29 С. Ледовая обстановка в районе станции стабильна. Личный состав станции здоров. Подробнее об основных операциях Российской антарктической экспедиции и о работе дрейфующей станции "СП-40", а также высокоширотных экспедициях "Север-2013", "Барнео-2013" здесь.
Источник: ААНИИ

••• 05.04.21 - Украина рассчитывает получить плавучий терминал по приему СПГ в 2014 году.
Плавучий терминал планируется арендовать у американской компании Excelerate Energy. Об этом сообщил журналистам министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. По его словам, точное место размещения терминала будет согласовано уже к маю текущего года.
В прошлом году Украина начала подготовку инфраструктуры для будущего наземного терминала по приему и регазификации газа. На первом этапе плавучий СПГ-терминал сможет производить ежегодно до 5 млрд кубометров природного газа.
На втором этапе на побережье северо-восточнее входа в Большой Аджалыкский лиман рядом с нефтяным терминалом компании "Укртранснафта" в Коминтерновском районе Одесской области будет построен наземный завод мощностью 10 млрд кубометров. Там будет возведено три резервуара по 180 тыс кубометров каждый, их запуск намечен на 2018 год.
Источник: Biztass

••• 05.04.21 - На НЭС "Академик Федоров" исследовать Арктику отправится совместная российско-американская экспедиция.
Этим летом на российском научном судне "Академик Федоров" в Арктику отправится российско-американская экспедиция, она будет, в частности, исследовать изменения в течениях, которые могут стать источником серьезных климатических изменений, сообщил глава Росгидромета Александр Фролов.
По словам главы Росгидромета, совместная экспедиция с участием ученых Арктического и Антарктического НИИ и Института океанографии Скриппса (США) планирует выставить притопленные (чтобы не мешали льды) буйковые станции.
"Минимум льда в Арктике, который мы наблюдаем, связан с изменением циркуляции. Скорость течений увеличилась примерно в полтора раза", - сказал Фролов, выступая на заседании рабочей группы по сотрудничеству в сфере науки и технологий в рамках российско-американской президентской комиссии.
"Существуют научные сценарии быстрого изменения климата в северной Атлантике, одна из возможностей, что Гольфстрим перестанет проникать в Арктику, замкнется в кольцо, и это будет означать серьезные изменения климата в северной Европе", - добавил глава Росгидромета.
Источник: РИА Новости

••• 04.04.21 - Черноморнефтегаз: в январе-марте добыча газа на шельфе выросла на 35%.
В первом квартале 2013 года ГАО "Черноморнефтегаз" добыло на шельфе Черного и Азовского морей 352,6 млн. кубометров природного газа. По сравнению с тремя месяцами 2012 года рост составил 35 процентов или 91,7 миллиона кубометров. Об этом сообщается в пресс-релизе компании.
Сейчас компания ведет добычу на 4-х месторождениях шельфа Черного моря и трех - Азовского. Значительное увеличение добычи природного газа - результат активных работ "Черноморнефтегаза" по дообустройству действующих и вводу в эксплуатацию новых месторождений на шельфе Черного моря.
В первую очередь – Одесского месторождения газа, расположенного в 155 километрах от крымского побережья. В 2012 году месторождение было запущено в добычу, и началась поставка природного газа в газотранспортную систему. Для этого с июня прошлого года СПБУ "Петр Годованец" вела эксплуатационное бурение на платформе БК-1, к которой во второй половине 2012 года был построен 83-километровый подводный газопровод - самый протяженный подводный газопровод в истории Украины.
В этом году освоение Одесского месторождения, которое обустраивается в комплексе с соседним Безымянным, продолжается.
Суммарные запасы месторождений составляют более 22 млрд. кубометров газа. Их освоение с использованием высокотехнологичных буровых установок "Петр Годованец" и "Незалежність" позволит "Черноморнефтегазу" в 2013 году увеличить общую добычу природного газа на шельфе Черного и Азовского морей на 40 процентов и довести ее до 1 млрд. 649 млн. кубометров.
Источник: Черноморнефтегаз

••• 04.04.21 - Ставки фрахта нефтяных танкеров упали до исторического минимума.
Единственное исключение - танкеры Aframax, аренда которых подорожала в феврале на 5%.
Морские перевозки нефти OPEC были устойчивыми в феврале, однако имеются тенденции, указывающие на перемены в глобальной танкерной торговле, а также на то, что нынешний спад на рынке танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов сохранится, заявил глава танкерных компаний Абу-Даби, передаёт Platts.
"Совершенно ясно, что ситуация, в которой оказались владельцы танкеров нехорошая. Стоимость фрахта практически во всех сегментах, за исключением транспортировки сжиженного природного газа, находится на исторически низком уровне", заявил Али аль Ябуни, глава Abu Dhabi National Tanker Company и главный управляющий National Gas Shipping Company на конференции в Фуджейре (ОАЭ).
По словам Али аль Ябуни, только в феврале стоимость фрахта крупнейших танкеров Very Large Crude Carrier (VLCC) упала в среднем на 15% практически на всех маршрутах, а фрахт танкеров следующих со Среднего Востока на Запад - даже на 20%. То же происходит и на рынке танкеров класса Suezmax, хотя фрахт на танкеры Aframax вырос в среднем на 5%, сказал он.
Фрахт нефтеналивных судов по маршрутам к востоку от Суэцкого канала сократился в среднем на 7%, сообщил Али аль Ябуни.
Источник: Nefttrans

••• 03.04.21 - Утилизация списанного крейсера "Мурманск" начнется в апреле.
Уникальная операция по утилизации норвежцами списанного крейсера "Мурманск" подходит к концу. Об этом сообщает портал Norge.ru, ссылаясь на Прибрежную администрацию Норвегии.
По словам представителя администрации Кнута Арнхуса, уже загерметизирован сухой док, возведенный вокруг корабля, который ржавел на мели у острова Серойа в провинции Финмарк. И уже в этом месяце корабль начнут резать на части.
Напомним, крейсер Военно-морского флота был списан и продан в Индию на металлолом. К берегам Норвегии его прибило в конце 1994 года во время буксировки вдоль норвежского берега. Во время шторма оборвались стальные тросы, и "Мурманск" сел на мель в нескольких десятках метров от острова Серойа.
В истории Норвегии работы по утилизации крейсера стали самой дорогой экологической операцией в истории страны. Общая сумма затрат уже вылилась в более чем 50 миллионов долларов.
Источник: Norge.ru

••• 03.04.21 - Российские компании подали заявки на геологоразведку на шельфе Ливана.
Три российские компании - "Роснефть", ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК подали заявки на участие в первом лицензионном раунде на геологоразведку на шельфе Ливана, говорится в сообщении министерства энергетики и водных ресурсов Ливана.
Всего поступили заявки от 52 компаний из 25 стран мира. Окончательный список компаний, которые будут участвовать в тендере, станет известен 18 апреля после проведения процедуры предквалификации. Первый лицензионный раунд начнется 2 мая.
Российские компании подали заявки как неоператоры, которые претендуют на миноритарную долю в консорциуме. "Роснефть" и ЛУКОЙЛ участвуют, судя по опубликованному министерством списку, самостоятельно, а НОВАТЭК подал заявку совместно с GPB Resources (входит в Газпромбанк). По условиям министерства, операторы должны подтвердить наличие активов на сумму 10 миллиардов долларов, неоператоры - 500 миллионов долларов.
Помимо российских компаний заявки подали компании Total, ExxonMobil, Сhevron, Eni, Statoil, Shell, а также японские, корейские и индийские компании.
Источник: Oilru

••• 02.04.21 - СПБУ "Сиваш" и "Таврида" завершили работу на Штормовом месторождении в Черном море.
Самоподъемные плавучие буровые установки "Сиваш" и "Таврида" украинского ГАО "Черноморнефтегаз" завершили работу на морской стационарной платформе МСП-17 Штормового газоконденсатного месторождения.
Бурение эксплуатационных скважин проводилось в рамках дообустройства промысла и дало возможность закрепить добычу на шельфе Черного и Азовского морей на уровне более 4 миллионов кубометров в сутки.
Так как технические возможности СПБУ "Сиваш" и "Таврида" ввиду устаревшего оборудования, долгого срока эксплуатации (35 и 18 лет) ограничены и буровые установки-ветераны требуют модернизации, значительное увеличение добычи будет теперь достигнуто за счет высокотехнологичных СПБУ "Петр Годованец" и "Незалежність". Их использование в продолжении обустройства новых Одесского и Безымянного месторождений позволит выйти на новый уровень производственных показателей.
Источник: Черноморнефтегаз

••• 01.04.21 - Завод для "Ямал СПГ" построят японцы и французы.
ОАО "Ямал СПГ" завершило тендер на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по подготовке и сжижению природного газа. Мощность комплекса, расположенного на полуострове Ямал, - 16,5 млн. тонн в год. Его основа - Южно-Тамбейское месторождение.
По результатам оценки конкурсных предложений, представленных тремя международными консорциумами, победителем выбран консорциум компаний Technip France (Франция) и JGC Corporation (Япония). Согласованные сторонами условия соответствуют ранее намеченному графику реализации проекта.
Technip France и JGC Corporation входят в число ведущих международных инжиниринговых и строительных компаний, имеющих большой опыт в выполнении интерфейсного проектирования заводов сжиженного природного газа по всему миру.
Источник: Sever-press

••• 01.04.21 - Радарные и оптические спутниковые снимки помогли судам пройти в порт Сабетта в Обской Губе.
Космические изображения послужили источником оперативной информации о ледовой обстановке по маршруту следования каравана в Карском море и Обской губе.
Работы по проведению спутниковой съемки и предоставлению данных в режиме реального времени выполнили специалисты ИТЦ "СКАНЭКС" по заказу ФГУП "Атомфлот". Впервые кроме радиолокационных снимков для оперативного информационного обеспечения использовались результаты высокодетальной оптической съемки для оценки ситуации на подходных путях к порту Сабетта.
Атомный ледокол "Таймыр" покинул порт приписки Мурманск 19 марта, успешно провел теплоход "Юрий Аршеневский" ОАО "Мурманского морского пароходства" с грузом для строительства первых причалов порта Сабетта и объектов инфраструктуры месторождения проекта "Ямал-СПГ". 28 марта из Архангельска направлением на Сабетту вышло судно "Капитан Вишняков", которое 1 апреля у кромки льда в Баренцевом море встретил атомный ледокол "Таймыр".
В зимнюю навигацию 2013 года в Обской губе сложилась сложная ледовая обстановка, на спутниковых снимках отчетливо видны длинные гряды торосов, которые приходилось преодолеть ледоколу.
Установившаяся в регионе безоблачная погода позволила на протяжении недели ежедневно получать высокодетальные оптические снимки с пространственным разрешением 0,7-2,5 м обширного района акватории размером 60 км х 120 км. На уникальной мультивременной серии снимков видно, как к приходу транспорта на припайном льду была расчищена и подготовлена разгрузочная площадка для приема генеральных грузов, сделаны зимники – ледовые дороги, по которым будет вывозиться груз, а также зафиксирован подход каравана и начало разгрузки теплохода "Юрий Аршеневский".
Оперативная информация, полученная с пяти спутников, позволила комплексно оценивать обстановку в районе следования судов и оптимизировать маршруты их следования. Подробнее и снимки здесь...
Источник: "СКАНЭКС"

••• 01.04.21 - "Академик Федоров" взял курс на Кейптаун.
25 марта были завершены все операции НЭС "Академик Федоров" в районе ст. Новолазаревская. Полностью завершена смена зимовочного состава станции. Таким образом, все плановые работы судна в Антарктике были выполнены в полном объеме. 28 марта судно покинуло район моря Лазарева, взяв курс на порт Кейптаун. Об этом сообщает пресс-служба ААНИИ.
НЭС "Академик Трешников" 29 марта прибыл на рейд порта Лас-Пальмас. На рейде предстоит принять на борт 2-х представителей компании-поставщика многолучевого эхолота, установленного на судне. Испытания этого прибора будут проходить на заключительном этапе рейса.
НИС "Академик Александр Карпинский" 23 марта зашел в порт Кейптаун, завершив антарктическую часть своего рейса. 27 марта научно-технический состав судна вылетел в Санкт-Петербург. Сейчас судно следует в направлении Санкт-Петербурга.
На круглогодичных станциях РАЭ Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен выполняются работы по программе 58-й зимовочной РАЭ. Погодные условия на станциях: Восток - от -53,7° до -74,2°С, ветер до 10 м/сек; Мирный - от -7,9° до –20,2°С, ветер до 20 м/сек; Прогресс - от -5,7° до -23,2°С, ветер до 12 м/сек; Новолазаревская - от -10,5° до -18,6 °С, ветер до 26 м/сек; Беллинсгаузен - от +5,9° до –3,1 °С, ветер до 21 м/сек.
В Арктике станция "Северный полюс-40" дрейфует в северной части канадской котловины. Температура воздуха средняя – минус 25 С. Ледовая обстановка в районе станции стабильна. Личный состав станции здоров. Подробнее об основных операциях Российской антарктической экспедиции и о работе дрейфующей станции "СП-40" здесь.
Источник: ААНИИ

••• 31.03.21 - В Израиль начнет поступать газ с шельфового месторождения "Тамар".
Ожидается, что к вечеру воскресенья первый газ с месторождения "Тамар" по подводному трубопроводу достигнет берегов Израиля.
Месторождение "Тамар" с оценочными запасами более чем в 280 млрд кубометров расположено на средиземноморском шельфе в 90 км к западу от Хайфы. Общая протяженность газопровода от пяти буровых установок до платформы-коллектора у берегов Ашкелона составляет 150 км.
Месторождение "Тамар" официально введено в строй в начале января. Разработкой месторождения занимается консорциум израильских и американских компаний - Noble Energy Mediterranean Ltd, Isramco Negev-2, Avner Oil Exploration, Delek Drilling, Dor Gas Exploration.
В ближайшие годы у берегов Хайфы должно войти в строй еще более крупное месторождение - "Левиафан" (453 млрд кубометров), которое позволит Израилю не только обеспечить собственные потребности, но и вступить в ряды газовых экспортеров.
Источник: Trend

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34]