Новости шельфа
••• 27.09.12 МФЛС "Владислав Стрижов" оснастили оборудованием для ликвидации разливов нефти в Арктике.
На многофункциональном ледокольном судне (МФЛС) "Владислав Стрижов" компании "Газпром нефть шельф" в период с 20 по 22 сентября 2012 г. в порту г. Мурманск было размещено оборудование компании Lamor для ликвидации разливов нефти.
Участники комиссии в составе представителей ООО "Газпром нефть шельф", ООО "Газфлот", ООО "Экошельф-Балтика" и компании-поставщика приняли участие в пробном запуске и проверили качество и технические характеристики установленного оборудования: тяжелые морские боны HDB; тяжелый морской нефтесборщик для сбора нефти с водной поверхности (зимний сезон); установку с дизельным приводом для мойки горячей водой; гидроприводную воздуходувку для бонов.
По итогам работы комиссия сделала заключение, что оборудование готово к применению для локализации разливов и сбора нефти.
Многофункциональное ледокольное судно "Владислав Стрижов" построено в 2006 году в Норвегии специально для обеспечения круглогодичной эксплуатации нефтедобывающей платформы "Приразломная" - первого добывающего комплекса на российском арктическом шельфе.
Источник: "Газпром нефть шельф"
••• 27.09.12 ЯМАЛ СПГ проводит тендер на строительство и эксплуатацию СПГ-танкеров арктического класса.
ОАО "Ямал СПГ" объявило о проведении тендера на строительство и эксплуатацию танкеров ледового класса ARC7 для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).
В тендере принимают участие ведущие судостроительные компании и компании-перевозчики.
Среди участников конкурса на строительство СПГ-танкеров по техническим спецификациям, подготовленным Ямал СПГ , 7 судостроительных компаний с опытом строительства танкеров, как конвенционного типа, так и ледового класса.
В конкурсе на эксплуатацию СПГ-танкеров класса ARC7, которые будут обеспечивать перевозку СПГ в течение 20 лет, участвуют 13 компаний-судовладельцев.
Основные условия договоров тайм-чартера и контрактов на строительство судов планируется определить до конца 2012 года.
В рамках "Ямал СПГ" планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на Ямале и построить завод по сжижению газа.
Также проект предусматривает создание морского порта в поселке Сабетта на Ямале. Первый СПГ-танкер из порта предполагается отправить в 2018 году.
Источник: RosInvest
••• 26.09.12 Состоялась церемония резки стали для газовоза Sibur Voronezh.
24 сентября 2012 года на верфи Hyundai Mipo Dockyard Co.Ltd. (Южная Корея) состоялась торжественная церемония резки стали для первого газовоза СУГ, заказанного группой компаний Совкомфлот для работы по контракту с нефтехимическим холдингом СИБУР.
В марте 2012 года ведущая судоходная компания России и лидер российской нефтехимии подписали долгосрочное соглашение об отфрахтовании двух судов-газовозов для регулярных круглогодичных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). Экспортные отгрузки СУГ СИБУР планирует начать через собственный терминал в морском порту Усть-Луга в 2013 году.
Дизайн новых танкеров-газовозов СУГ грузовместимостью 20.600 кбм был разработан при участии специалистов группы СКФ с учетом требований компании СИБУР, новейших технических достижений в судостроении и имеет ряд конкурентных преимуществ перед существующими аналогами.
Конструкцией, в частности, предусмотрена система обработки балластных вод, обязательная для установки на судах с конца 2013 года. Корпус судна будет подкреплён, исходя из требований к расчётам прочности конструкции для круглогодичной эксплуатации в условиях Северной Атлантики в течение 25-ти лет, что позволит существенно увеличить срок службы судов в нормальных условиях. Конструкция судов с ледовым классом 1B (Ice3 по классификации Российского морского регистра судоходства) обеспечит их эффективную эксплуатацию в условиях низких температур Балтийского моря в период зимних навигаций.
Суда строятся под наблюдением двух классификационных обществ – Регистра Ллойда и Российского морского регистра судоходства. При строительстве судов будут задействованы российские производители навигационного оборудования, узлов, механизмов, запасных частей и разработчики программного обеспечения. Поставка первого судна запланирована на 2013 г.
Источник: Совкомфлот
••• 26.09.12 Опыт работы в условиях сахалинского шельфа поможет освоению нефтегазовых проектов в Арктике.
Об этом сообщил главный исполнительный директор компании "Сахалин Энерджи" Андрей Галаев на конференции "Нефть и газ Сахалина – 2012".
"Как компания-оператор первых в России морских нефтегазовых добывающих платформ, единственного в стране завода по производству СПГ, я уверен, что у нас есть не только право, но и обязанность говорить о нашем опыте тем, кто идет вслед за нами. Надеюсь, что сегодняшний день даст толчок началу важного разговора. Это будет анализ уроков, который дает стране крупные проекты Сахалина", - подчеркнул он.
Нефтегазовая отрасль идет в Арктику, перспективы ближайших десятилетий именно там. Опыт работы в условиях удаленного региона, субарктических условиях в этой связи как никогда важен и актуален. На проекте отлажено применение новейших технологий, уникальных подходов, выявлены многие потенциальные риски и найдены пути их преодоления.
"Мы готовы поделиться опытом во многих направлениях, среди них технические решения, связанные с условиями работы при низких температурах, инженерные разработки, которые помогают работать в сейсмоопасных условиях и многое другое", - заметил А. Галаев.
По его словам, один из важнейших выводов на этом этапе – осторожное отношение к прогнозам. Многие цифры, сроки, планы в течение этих лет неоднократно менялись. Это было связано и с уточненными запасами, со сложностями на мировом и российском рынке, особенностями климатических и кадровых условий региона.
"Наша рекомендация как первопроходца, как "проекта первой волны", как нас называют, – быть более консервативными в своих подходах к крупным замыслам. Залог успеха – использование передового мирового опыта, ведущих глобальных практик. Закон времени – эффективность во всем, иначе не будешь первым. Для новичков – это, в том числе, и использование чужого опыта. В данном случае - нашего".
Источник: РИА "Сахалин-Курилы"
••• 26.09.12 "Роснефть" в следующем году начнет геологоразведку на шельфе Охотского моря.
НК "Роснефть" планирует начать в следующем году геологоразведку на лицензионных участках, которые она получила в 2011 году на севере шельфа Охотского моря. Об этом сообщил гендиректор "РН-Шельф Дальний Восток" Лев Бродский на международной конференции "Нефть и газ Сахалина" в Южно-Сахалинске.
По его словам, компания готовится к полевым работам 2013 года на своих новых лицензионных участках шельфа Охотского моря - "Магадан-1", "Лисянский" и "Кашеваровский". Планируется провести сейсморазведку 2D.
В настоящее время идет работа по оценке воздействия сейсморазведочных работ на окружающую среду.
Statoil и ОАО "Роснефть" в августе подписали соглашение о создании совместных предприятий для освоения четырех арктических месторождений. "Роснефти" принадлежит по 66,67% в каждом СП, Statoil - 33,33%.
Норвежская компания Statoil возьмет на себя затраты на стадии геологоразведки.
Источник: Финмаркет
••• 25.09.12 Завершена установка платформы на месторождении в рамках проекта "Сахалин-1".
Компания ExxonMobil (оператор проекта "Сахалин-1") завершила установку основания гравитационного типа (ОГТ) для новой морской платформы, которая будет работать на третьем месторождении проекта Аркутун-Даги. Об этом говорится в сообщении ExxonMobil.
Платформа "Беркут" была спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и может противостоять волнам высотой до 18 м и давлению ледовых полей толщиной до 2 м. Платформа состоит из специально спроектированного железобетонного ОГТ и верхних строений с буровым и эксплуатационным оборудованием. Верхнее строение будет установлено на ОГТ в 2013г.
Как отметил председатель совета директоров ExxonMobil Джим Флад, "успешное завершение строительства и установки основания гравитационного типа - важный этап на пути к началу добычи с месторождения Аркутун-Даги, которая запланирована в 2014г.".
ОГТ было построено в сухом доке порта Восточный под Находкой на Дальнем Востоке. Общий вес основания - примерно 160 тыс. т.
После завершения строительства ОГТ было отбуксировано на расстояние 1024 мили (1,87 тыс. км) со строительной площадки к месторождению Аркутун-Даги через Японское и Охотское моря и пролив Лаперуза. Для буксировки основания были задействованы пять судов, включая три буксировщика океанического класса, командное судно и судно обеспечения работ. ОГТ было установлено на морское дно приблизительно в 25 км от о.Сахалин на глубине воды около 35 м.
Консорциум "Сахалин-1" включает в себя компанию ExxonMobil (оператор проекта, 30% участия), дочерние компании российской государственной компании "Роснефть": "РН-Астра" (8,5%) и "Сахалинморнефтегаз - Шельф" (11,5%); японский консорциум "Сахалин Ойл энд Газ Девелопмент Ко. Лтд" (30%); и индийскую государственную компанию "ОНГК Видеш Лтд." (20%).
Источник: РБК
••• 25.09.12 "Печора СПГ" - итоговое заседание рабочей группы.
24 сентября в г. Нарьян-Мар состоялось итоговое заседание рабочей группы по организации выполнения прединвестиционных исследований по производству сжиженного природного газа на территории Ненецкого автономного округа на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений.
Специалистами ОАО "Гипроспецгаз" было рассмотрено и проанализировано 12 вариантов реализации проекта "Печора СПГ", предусматривающих, в том числе, возможности по увеличению сырьевой базы проекта и различные варианты строительства завода СПГ (наземного и морского базирования, на плавучем основании либо платформе гравитационного типа), а также различные ценовые сценарии по нефти и СПГ.
Согласно графику реализации проекта, разработанному ОАО "Гипроспецгаз", запуск завода СПГ намечен на 4 квартал 2018 г. при условии начала проектной фазы в первом квартале 2013 года. Объем добычи природного газа составит от 4.5 до 13.4 млрд. м3 в год в зависимости от вовлекаемой в проект ресурсной базы. Соответственно, объем производства составит от 2.6 до 8.0 млн. тонн СПГ в год. Капитальные затраты на реализацию проекта составят 4.5 - 12 млрд. долларов в зависимости от выбора технической концепции завода СПГ и объемов производства.
По результатам прединвестиционного исследования, проект признан технически реализуемым и коммерчески привлекательным по всем рассмотренным вариантам.
Дополнительно вниманию членов рабочей группы было представлено независимое экспертное заключение компании "Газпром ВНИИГАЗ". Экспертное заключение подтверждает результаты прединвестиционного исследования, выполненного ОАО "Гипроспецгаз", и его соответствие требованиям ОАО "Газпром", предъявляемым к предпроектным исследованиям.
По результатам заседания принято решение о направлении материалов прединвестиционного исследования по проекту "Печора СПГ" в Департамент по добыче газа, газового конденсата и нефти ОАО "Газпром" для подготовки соответствующего заключения.
Проект "Печора СПГ" - масштабный проект, предполагающий разработку двух месторождений Ненецкого автономного округа: Кумжинского и Коровинского, создание газотранспортной инфраструктуры, строительство завода по сжижению природного газа, установки комплексной подготовки газа (УКПГ), а также отгрузочного морского терминала.
Источник: Печора СПГ
••• 24.09.12 В Мурманск на дозаправку 21 сентября вернулся атомный ледокол "Ямал".
Ледокол более трех месяцев, не заходя в порт, работал на трассе Севморпути, проводя суда с грузом северного завоза и крупнотоннажные транзитные танкеры.
Планируется, что атомоход пробудет в Мурманске четыре-пять месяцев. За это время он должен пройти плановый ремонт, осуществить перезагрузку топлива и снова отправиться в Арктику.
"Ямал" курсировал от западной до восточной кромки льдов, от Карского, до Чукотского морей.
Пока "Ямал" будет стоять в Мурманске, на трассе Северного морского пути его сменит ледокол "50 лет Победы". В настоящее время в Арктике работает ледокол "Россия", который уже снял станцию "Северный полюс-39" и ищет подходящую льдину для следующей экспедиции полярников.
Источник: Арктика-Инфо
••• 24.09.12 "Профессор Молчанов" с экспедицией "Ямал-Арктика 2012" вернулся в Архангельск.
В Архангельск пришло судно Северного управления гидрометслужбы "Профессор Молчанов" с комплексной арктической экспедицией морского базирования (КАЭМБ) "Ямал-Арктика 2012" на борту. Больше 40 дней ведущие ученые Ямала и НИУ Росгидромета обследовали полуостров Ямал и Карское море.
Экспедиция "Ямал-Арктика 2012" имела целью выполнение ряда стратегических задач для ЯНАО и Росгидромета, среди которых:
- получение новых данных о текущем состоянии окружающей среды региона в условиях современных климатических изменений,
- оценка антропогенного влияния на природную среду региона в условиях интенсивного индустриального развития,
- получение новых данных о состоянии здоровья населения Ямала в условиях изменяющегося климата и активного техногенного влияния на жизнедеятельность человека в арктических широтах,
- мониторинг состояния природных сред на ключевых участках прибрежных акваторий и ландшафтов п-ов Ямал и Гыдан.
Экспедиция "Ямал-Арктика 2012" состояла из двух этапов – полевого и морского. На полевом этапе судно работало вокруг полуострова Ямал с заходом в Байдарацкую, Гыданскую и Обскую губы, в Енисейский залив. По ходу маршрута производилась высадка групп исследователей. Ими проводился сбор проб, отобранных в природных средах прибрежной акватории, анализов, материалов и прочих данных о состоянии почв, воды, воздуха, флоры, популяций млекопитающих и птиц. Состоялись высадки исследовательских групп в районах поселка Харасавэй, острова Белый, поселка Гыда, поселка Сабетта и других местностях. Были проведены работы, в процессе которых ученые провели сравнительный анализ, как изменилась Арктика за последние десятилетия и даже тысячелетия. Подобных комплексных научных исследований, как "Ямал-Арктика 2012", в северных широтах не проводилось уже более четверти века.
Первые итоги работы экспедиции будут озвучены в понедельник на пресс-конференции, которая пройдет на борту судна "Профессор Молчанов" в Архангельске в Соломбале на причале №77 Мосеева острова.
Источник: Северное УГМС
••• 21.09.12 "Черноморнефтегаз" представил программу увеличения добычи природного газа на шельфе Черного и Азовского морей до 2015 года.
В течение четырех лет компания планирует освоить 7 новых, дообустроить два действующих месторождения и увеличить добычу в три раза - с 1 млрд. 56 млн. кубометров в 2011 году до 3 млрд. кубометров в 2015-м. Уже в 2014 году газом собственной добычи будет полностью обеспечен Крым.
В этом году "Черноморнефтегаз" вышел на исторический максимум суточной добычи газа на месторождениях в Черном море - более трех миллионов кубометров.
Такие результаты стали итогом дообустройства месторождений. В частности, в 2011 году "Черноморнефтегаз" вышел в лидеры Черноморского региона по темпам и объемам бурения и продолжает сохранять его в 2012 году. В первом полугодии компания пробурила 8 914 метра – больше, чем в остальных секторах Черного моря вместе взятых.
При поддержке Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" в течение последних двух лет ведутся широкомасштабные работы по модернизации предприятия и увеличению добычи. За последние 2 года были закуплены две высокотехнологичные самоподъемные плавучие буровые установки, 4 современных судна и специализированная трубоукладочная баржа, строится 4 платформы и 116 километров газопроводов.
Основой программы станет освоение Одесского месторождения газа, которое обладает запасами в 21 миллиард кубометров газа и является крупнейшим открытым "Черноморнефтегазом" месторождением в Черном море. Уже подключено две скважины на платформе БК-1 Одесского месторождения, СПБУ "Петр Годованец" завершает бурение третьей. В 2012 году на Одесском месторождении будет добыто не менее 53 миллионов кубометров природного газа. В следующем году – уже более 600 миллионов, а в 2014 и 2015 годах - более одного миллиарда кубометров ежегодно.
Источник: ГАО "Черноморнефтегаз"
••• 21.09.12 Газпром нефть" планирует начать добычу на Приразломном осенью 2013 года.
ОАО "Газпром нефть" планирует начать добычу на Приразломном месторождении в Печорском море в сентябре-октябре 2013 года, сообщил журналистам источник, близкий к проекту.
"Ввод в эксплуатацию платформы на Приразломном запланирован на март-апрель следующего года, начало добычи - на сентябрь-октябрь 2013", - отметил источник. Также он отметил, что работы будут начаты только после того, как компания убедится в их полной безопасности.
Месторождение Приразломное, открытое в 1989 году, расположено в 60 километрах от берега на глубине 19-20 метров. Его запасы оцениваются в 72 миллиона тонн нефти. Лицензией на разведку и добычу владеет ООО "Газпром нефть шельф" - структура "Газпрома".
Нефтяная платформа "Приразломная", которая будет задействована на месторождении, первая в мире подобного типа, была построена на верфи "Севмаша". В освоении Приразломного месторождения будет также задействована морская транспортно-технологическая система, включающая танкеры, суда-снабженцы, плавучее нефтехранилище.
Источник: "Нефть России"
••• 21.09.12 В Санкт-Петербург прибыл и встал под разгрузку прошедший Севморпутем рефрижератор "Skyfrost" с мороженой рыбой.
Доставленная продукция принадлежит "Русской рыбной компании", входящей в Группу компаний "Русское море". "Skyfrost" прошел Севморпуть за девять дней.
Традиционно использующая Северный морской путь для перевозки мороженой рыбы, выловленной российскими рыбаками на Дальнем Востоке, в 2012 году "Русская рыбная компания", провела по Севморпути один из крупнейших по объёму груз более чем в 8 тысяч тонн мороженой горбуши и минтая.
"Мы рассматриваем доставку по Севморпути как одну из альтернатив доставки рыбы с Дальнего Востока железнодорожным транспортом, - подчеркивает генеральный директор "Русской рыбной компании" Дмитрий Дангауэр. - К сожалению, в пик поставок, операторы подвижного состава ежегодно устраивают сезонный рост тарифов в 2-2,5 раза на доставку рыбной продукции из Владивостока и с Сахалина. Стоимость секции с Дальнего Востока в сезон может составлять более 2 млн. рублей, и в результате доставка рыбы до Владивостока, потом 9 тысяч километров по железной дороге, с перевалкой в портах, оплатой железнодорожных секций, и другими транспортными расходами может достигать для некоторых видов рыб до 30-40% себестоимости. Учитывая тарифы, скорость и объемы поставки Северный морской путь представляется хорошей гарантией поставки нашим потребителям в европейской части страны нашей рыбы и морепродуктов в срок и без "раздутой" в цене транспортной составляющей".
Источник: ИА "Nord-News"
••• 20.09.12 В Норвегии появится первое исследовательское судно ледового класса, способное работать в условиях высоких широт.
Специализированное исследовательское судно ледового класса было внесено в число важнейших приоритетов, когда в 2006 году правительство Норвегии выдвинуло отдельную политику по Крайнему Северу.
С тех пор была масса планов и разговоров, но не было бюджетных денег. В среду правительство объявило, что в госбюджете 2013 года на эти цели выделяется 440 млн. норвежских крон (59 млн. евро), а вместе с дополнительным финансированием в последующие два года эта сумма достигнет 1,4 млрд. крон (188 млн. евро).
Новое исследовательское судно будет принадлежать Полярному институту (г. Тромсё), но будет эксплуатироваться судовым департаментом Института морских исследований (г. Берген). Третьим партнёром по использованию судна в полярных исследованиях будет Университет г. Тромсё.
Судно получит название "Доктор Фритьоф Нансен" ("Dr. Fridtjof Nansen") в честь уже 20-летнего исследовательского судна, которое станет на прикол, как только новая современная замена готова будет выйти в море, сообщается на сайте Института морских исследований.
Для Норвегии это будет счастливый день, пишет директор Полярного института Ян-Гуннар Винтер: "Мы с Университетом Тромсё несколько лет работали над тем, чтобы это свершилось. Судно ледового класса открывает новые возможности для климатических и других полярных исследований и в Арктике, и в Антарктике. Это значит, что Норвегия будет оставаться в авангарде накопления знаний о полярных регионах".
"Доктор Фритьоф Нансен" будет ледоколом класса Polar 10 Icebreaker длиной 100 метров и шириной 21 метр с 50 членами экипажа и сможет продвигаться во льдах до шести недель.
Источник: BarentsObserver
••• 19.09.12 Судно Северного управления гидрометслужбы "Иван Петров" с российско-норвежской экспедицией прибыло в Архангельск.
Как рассказал на встрече с журналистами генеральный директор НПО "Тайфун" Росгидромета, руководитель экспедиции Вячеслав Шершаков, "наша задача была штатная – оценить ситуацию в этом районе. Еще раз отследить тенденцию, сравнить ее с результатами, которые были получены в 1992-94 годах совместно с норвежцами и в 2002 году от экспедиции, которую мы проводили собственными силами. Нам очень было важно спустя 20 лет снова совместно с норвежцами посетить эту территорию. Когда оценку радиационной ситуации параллельно проводят представители нескольких стран, то и доверие к полученным данным всегда выше. Нам приятно, что в результате проведенной работы удовлетворены как мы, так и наши коллеги из Норвегии".
Совместные исследования проводились в районе о. Новая Земля на акваториях заливов Степового и Литке (фоновый район), а также на прилегающей к этим заливам акватории Карского моря. В ходе рейса отобраны пробы морской среды (рыба, водоросли, донная фауна, моллюски и др.), проведены спектрометрические измерения, а также обследование наиболее значимых затопленных объектов с помощью телеуправляемого подводного аппарата.
Измерения проводились параллельно тремя сторонами: нашими специалистами, представителями Норвегии и МАГАТЭ. Часть проб законсервирована для более точных лабораторных исследований. Новые данные помогут определить текущую радиационную обстановку в районах затопления опасных объектов, а также позволят судить о динамике изменения ситуации с 1990-х гг.
Итог экспедиции – ситуация ничем не отличается от той, которая была и в 92 году и в 2002 году. Содержание радионуклидов в дальней части залива Степовой значительно ниже предельно допустимых уровней. В районе, где лежит подводная лодка К-27, радиационная обстановка на уровне фона. Было проведено детальное визуальное обследование этого объекта с помощью телеуправляемого подводного аппарата, оснащенного подводной видеокамерой.
Результаты исследований будут опубликованы в совместном российско-норвежском отчете и представлены как для официальных лиц, так и для научной общественности.
Источник: Северное УГМС
••• 19.09.12 Очистка островов архипелага Земли Франца-Иосифа может обойтись в 17 млрд. руб.
Объем денежных средств, необходимых для проведения "генеральной уборки" шести островов арктического архипелага Земля Франца-Иосифа, может вырасти вдвое по сравнению с рассчитанной ранее суммой в 8,5 миллиарда рублей, сказал руководитель проекта по оценке экологического ущерба на архипелаге Совета по изучению производительных сил (СОПС) Анатолий Шевчук в кулуарах пресс-конференции в РИА Новости.
Острова арктического архипелага загрязнены отходами уже выведенных оборонных объектов, завершивших свою работу полярных станций, научно-исследовательских стационаров и баз. Специалисты СОПС после первой экспедиции на четыре острова (Земля Александры, Гофмана, Грэм-Белл, Гукера - ред.), состоявшейся в прошлом году, обозначали сумму в 8,5 миллиарда рублей, которая понадобится для очистки островов от брошенных бочек, техники и для рекультивации грунта.
"Эта сумма должна корректироваться ежегодно. Допустим, в этом году мы обследовали еще два острова - Рудольфа и Хейса, естественно их нужно включать в программу очистки, потому что там тоже большой объем загрязнений... я бы эту цифру увеличил в связи с дополнительными исследованиями, как минимум, еще в два раза", - уточнил Шевчук. Подробнее...
Источник: РИА Новости
••• 18.09.12 В Архангельск возвращается НИС "Иван Петров" с российско-норвежской экспедицией на борту.
В ночь с 18 на 19 сентября в Архангельск на причал №150 морского речного вокзала приходит судно Северного управления гидрометслужбы "Иван Петров".
Совместная российско-норвежская экспедиция по обследованию районов затопления радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в Карском море стартовала из Архангельска 21 августа.
Совместные исследования проводились в районе о. Новая Земля на акваториях заливов Степового и Литке (фоновый район), а также на прилегающей к этим заливам акватории Карского моря. В ходе рейса отобраны пробы морской среды, проведены спектрометрические измерения, а также обследование наиболее значимых затопленных объектов с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Новые данные помогут определить текущую радиационную обстановку в районах затопления опасных объектов, а также позволят судить о динамике изменения ситуации с 1990-х гг.
В экспедиции приняли участие 16 исследователей из российских и норвежских научных организаций, а также из Международного агентства по атомной энергии.
Источник: Северное УГМС
••• 18.09.12 Информация о Высокоширотной морской экспедиции "Арктика–2012" на борту а/л "Россия".
17 сентября 2012 г. к 22 часам по московскому времени, были завершены операции по снятию имущества дрейфующей станции "Северный полюс-39" со льда, погрузке его на борт ледокола, а также осуществлена зачистка льдины.
Вечером того же дня, в 22 часа 20 минут по московскому времени, в координатах 83 град. 55 мин. с.ш., 96 мин. 00 мин. з.д. состоялось торжественное закрытие дрейфующей станции "Северный полюс-39": флаг станции спущен. Таким образом, с момента открытия станции СП-39 1 октября 2011 года, общий дрейф станции составил 1799,4 км (353 дня).
В 11 часов по московскому времени 18 сентября 2012 г. а/л "Россия" снялся со швартовых и направился в первый из перспективных районов для поиска льдины, пригодной для размещения новой станции, расположенном на меридиане 180 град.
Источник: пресс-служба ААНИИ
••• 18.09.12 "ЛУКОЙЛ Оверсиз" начал сейсморазведку 3D на двух блоках в румынском секторе Черного моря.
"ЛУКОЙЛ Оверсиз" (дочернее предприятие ОАО "ЛУКОЙЛ") начал сейсморазведку 3D на двух блоках в румынском секторе Черного моря – Эст Рапсодия и Трайдент. Работы, которые продлятся до ноября текущего года, ведет геофизическая компания CGGVeritas, выигравшая соответствующий тендер.
Планируемый объем сейсмики – до 2 тыс. кв. км. Таким образом, впервые в своей корпоративной истории ЛУКОЙЛ начал операционную апстрим-деятельность на территории государства – члена Европейского союза.
Проекты "Эст Рапсодия" и "Трайдент" реализует консорциум в составе "ЛУКОЙЛ Оверсиз" (80%, оператор) и Vanco International (20%). Право на реализацию проектов консорциум получил по результатам тендера, состоявшегося в июне 2010 года. Концессионные соглашения по проектам подписаны в феврале 2011 года и ратифицированы правительством Румынии в октябре того же года. По проектам проведена оценка техногенного воздействия на окружающую среду, проведены общественные экологические слушания и получены соответствующие разрешения от государственных и местных органов власти.
Блоки Эст Рапсодия и Трайдент расположены в акватории Черного моря на глубинах от 90 до 1000 м. Расстояние до береговой линии – от 60 до 100 км, ближайший крупный город и порт на побережье – Констанца. Общая площадь лицензионных участков – около 2 тыс. кв. км. Для управления этими проектами в Бухаресте открыт офис "ЛУКОЙЛ Оверсиз".
Источник: "ЛУКОЙЛ Оверсиз"
••• 17.09.12 "Совкомфлот" рассчитывает начать транспортировку нефти с Приразломного месторождения в первой половине 2013 г.
ОАО "Совкомфлот" рассчитывает начать транспортировку нефти с Приразломного месторождения в первой половине 2013г. Об этом сообщил заместитель генерального директора компании Игорь Панков на конференции "Северный морской путь: нефтегазовая логистика в Арктике" в Петербурге.
"Нас ориентируют на первую половину 2013г.", - отметил он. И.Панков напомнил, что у "Совкомфлота" зарезервированы для этих целей два танкера - "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров".
Эксплуатацию Приразломного нефтяного месторождения в Баренцевом море ведет ООО "Газпром нефть шельф". Открытое в 1989г. месторождение расположено в 60 км от побережья в юго-восточной части Баренцева моря. В августе 2011г. на месторождении была установлена морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная".
Предприятие "Совкомфлот" было создано в 1988г. В настоящее время ОАО "Современный коммерческий флот" специализируется на морской транспортировке энергоносителей. 100% акций компании принадлежит государству. Предприятие управляет 156 суднами общим дедвейтом 11,8 млн т. Еще 22 судна сейчас строится. Капзатраты компании до 2014г. оцениваются в сумму до 2 млрд долл., а до 2017г. инвестиции могут составить 5,5 млрд долл.
Источник: RusEnergy
••• 16.09.12 А/л "Россия" в пятницу вечером достиг места базирования дрейфующей станции "Северный полюс-39" (СП-39).
Сейчас дрейфующая станция находится в экономической зоне Канады на 84 градусе северной широты и 96 градусах восточной долготы.
Ледокол подошел к льдине, на которой расположена станция, в пятницу в 22.30 мск и к полуночи встал на ледовые якоря. К работе по погрузке имущества станции сразу же приступили бригады, сформированные из числа членов экспедиции. Им предстоит убрать со льдины все имущество и оборудование станции и осуществить экологическую зачистку территории.
По словам руководителя экспедиции "Арктика-2012" Владимира Соколова, работы по сворачиванию СП-39 и погрузке ее имущества на борт атомохода займут от пять-шесть дней. После того, как со станции будет передана последняя метеосводка, и опущен флаг, СП-39 будет считаться официально закрытой. А/л "Россия" отправится на поиски новой льдины для станции СП-40.
В состав новой дрейфующей станции СП-40 входят 16 человек, причем двое из них перейдут с СП-39. Начальник новой станции - опытный полярник Николай Фомичев.
Экспедиция ААНИИ "Арктика-2011" по высадке СП-39 началась 17 сентября прошлого года. Станция СП-39 начала свою работу 1 октября на 84 градусе северной широты и 150 градусах западной долготы.
Источник: РИА Новости
••• 14.09.12 Плавтехбаза "Лепсе" отправляется на разделку.
Хранилища ПТБ "Лепсе" заполнены пеналами и кессонами, в которых содержатся, в общей сложности, 639 отработавших тепловыделяющих сборок. Это сотни тонн радиоактивных материалов. Значительная часть ОТВС находится в поврежденном состоянии, включая сборки, пострадавшие во время выгрузки из реакторных установок атомного ледокола "Ленин".
Одна из самых серьёзных угроз радиационного загрязнения российского севера, плавтехбаза "Лепсе", более двадцати лет простоявшая у причала в Мурманском порту в непосредственной близости от жилых кварталов, наконец, будет отправлена на утилизацию. Буксировка "Лепсе", на борту которого находятся тонны копившегося годами отработанного ядерного топлива атомного флота, назначена на пятницу, 14 сентября. Подробнее...
Источник: ИА "Nord-News"
••• 14.09.12 Информация о дрейфующей станции "Северный полюс–39" и других экспедициях ААНИИ.
На станции "Северный полюс–39" производится подготовка оборудования и имущества с целью их дальнейшей передачи на дрейфующую станцию "Северный полюс–40". Проводятся плановые комплексные научные исследования. Ледовая обстановка: отмечено расхождение трещины на востоке станции, отделяющей банный комплекс от станции. Налажена переправа.
Экспедиция на НЭС "Михаил Сомов" в Восточно-Сибирском море производит работы по мониторингу микробиоты и экологии почв природных и антропогенно-измененных ландшафтов островов и прибрежных территорий арктических морей.
Комплексная арктическая экспедиция морского базирования (КАЭМБ) "Ямал –Арктика 2012" на борту НИС "Профессор Молчанов" 12.09 закончила второй этап морской части экспедиционных работ. По просьбе Северного УГМС планируется выполнить рейс по вывозу сотрудников с полярных станций Визе и Хейса, что продлит срок плавания с экспедиционным составом на 3-4 дня.
А/л "Россия" с Высокоширотной морской экспедицией "Арктика-2012" и личным составом дрейфующей станции "Северный полюс–40" следует в район дрейфа станции "Северный полюс–39". 10.09 в районе архипелага Земля Франца-Иосифа была осуществлена рекогносцировка с воздуха, отснят с воздуха новый пролив, зафиксированы координаты его береговой черты с помощью спутниковых навигационных систем, произведена нивелирная съемка, подтверждающие появление нового острова в структуре архипелага.
В 21 час по московскому времени 12 сентября 2012 года а/л "Россия" пересек географическую точку Северного полюса. На 8 часов по московскому времени 13 сентября 2012 года, ледокол находился в точке с координатами 88 град. 21 мин. с.ш., 90 град. 45 мин. з.д. Выполняются попутные ледовые и озонометрические наблюдения, океанографические зондирования обрывными зондами, запись волновых возмущений по маршруту следования ледокола. Ведется подготовка личного состава экспедиции к работам по снятию дрейфующей станции "Северный полюс–39".
Источник: пресс-служба ААНИИ
••• 13.09.12 В освоении Арктики не хватает прорывных идей - заявил на конференции в Архангельске замруководителя Ассоциации исследователей Арктики Владимир Блинов.
"На начальных этапах освоения Арктики принимались зачастую очень рискованные решения, например, о продлении и открытии круглогодичной навигации. Ставились большие задачи и весь потенциал подтягивался к их решению. Сегодня таких задач в Артике я не вижу, хотя возможности для этого беспрецедентные", - сказал Блинов.
По его мнению, Россия может совершить рывок в освоении Арктики, наладив транспортные перевозки через Северный Полюс. "Надо переходить от прибрежного плавания Севморпути и смело решать вопрос о переходе на полюсное плавание. Ледоколы делают по три рейса в год с туристами на Северный Полюс, судно "Академик Федоров" прошло туда еще в 2005 году. То есть возможности у нас есть, но почему-то мы не двигаемся в этом направлении. Если мы наладим транспортные перевозки через Северный Полюс, то мы совершим тот самый рывок, если нет - потеряем конкурентное преимущество", - заявил Блинов.
Конференция "История изучения и освоения Арктики - от прошлого к будущему" открылась в Архангельске 12 сентября. Цель конференции - осмысление исторических процессов, связанных с изучением и освоением Арктики, а также определение перспектив и приоритетных направлений развития дальнейших исследований. На конференцию собралось свыше 350 участников из различных уголков России, из шести арктических государств.
Источник: ИА Regnum
••• 13.09.12 Архангельские ученые обратили внимание на сейсмологические исследования Арктики.
На научной конференции в Архангельске "История изучения и освоения Арктики: от прошлого к будущему" были представлены результаты научной экспедиции "Плавучий университет", которая состоялась с 1 июня по 10 июля 2012 года. Одними из участников экспедиции были архангельские сейсмологи, их работа была одной из немаловажных частей комплексной экспедиции.
Как рассказал участникам конференции начальник экспедиции Константин Боголицын, в задачи сейсмологов входило проведение измерений существующего микросейсмического фона на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и побережье Баренцева моря. Для этого на мысе Желания острова Северный (архипелаг Новая Земля) была установлена временная сейсмической станция. Начальник экспедиции отметил, что сейсмологические исследования Арктики очень актуальны, так как арктический регион мало изучен с этой точки зрения. По его мнению, собираемых в настоящее время данных недостаточно для перехода на качественно новый уровень детальных исследований узловых фрагментов сейсмоактивных зон. "Например, о неполноте знаний по сейсмичности Евразийского суббассейна и его обрамлении свидетельствуют результаты сейсмологических наблюдений НИИГА-НПО "Севморгеология", показавшие существование ранее неизвестных зон повышенной сейсмичности, в частности, в районе Новосибирских островов" - говорится в тезисах К. Боголицына.
Поэтому в 2013 году во время аналогичной экспедиции на мысе Желания планируется установить долговременную стационарную сейсмическую станцию, которая войдет в состав Архангельской сейсмологической сети. Эта сеть включает 11 станций, расположенных на материковой части и островах Европейского сектора Арктики.
Источник: ИА Regnum
••• 12.09.12 Китай стремится занять место в Арктике.
В понедельник китайский ледокол "Сюэлун" ("Снежный Дракон") - самый мощный в мире неатомный ледокол, уже шёл по Берингову морю, завершив поход во льдах Северного Ледовитого океана. У Китая это была первая полярная экспедиция по Северному морскому пути до Баренцева моря, затем в Исландию и обратно до Берингова пролива прямиком через Северный полюс.
"Сюэлун" вышел из Акюрейри (Исландия) 20 августа и проследовал по границе полярной ледовой шапки от Гренландии до Шпицбергена. Согласно собственному блогу вояжа, гигантский ледокол прошёл к северу от Шпицбергена 25 августа. 30 августа "Сюэлун" достиг самой северной точки своего путешествия, 87°39'N, 123°11'E.
В результате глобального потепления серьёзно сокращается полярный ледовый щит, открываются возможности для новых видов деятельности. Если основные ресурсы арктического континентального шельфа попадают в пределы 200-мильной зоны приарктических стран, то для Китая представляют интерес новые судоходные маршруты и арктические исследования. Пекин уже не первый год добивается статуса постоянного наблюдателя в Арктическом Совете - международной организации восьми стран, имеющих территории к северу от Полярного круга. Пока без особого успеха.
Ещё один путь в Арктику, с точки зрения Пекина, - это демонстрация присутствия. В 2004 году была основана научно-исследовательская станция Хуанхэ в Ню-Олесунде на норвежском Шпицбергене - мультидисциплинарная интегрированная научная база, коллектив которой составляет 18 исследователей. Предпринятый этим летом вояж на "Сюэлуне", скорее всего, служит краткой демонстрацией того, что последует в ближайшие годы. В июле компания "Aker Arctic" (Хельсинки) подписала контракт на постройку ещё одного исследовательского ледокола для Китая. Как сообщалось в пресс-релизе компании, ледокол будет иметь 120 м в длину, максимум 22,3 м в ширину и осадку 8,5 м.
Ещё один знак серьёзности китайских намерений в отношении арктического присутствия - новая база, строящаяся в Шанхае в устье Янцзы. База площадью 156.858 кв. м будет использоваться при формировании будущих арктических и антарктических экспедиций Китая, сообщается на сайте экспедиции на "Сюэлуне".
Источник: BarentsObserver
••• 12.09.12 В порту Диксон восстановлен грузовой причал.
В арктическом порту Диксон на Таймыре проведены работы по восстановлению разрушенного в прошлом году штормами единственного грузового причала в регионе, через который осуществляется Северный завоз.
На восстановление причала из бюджета муниципального района Диксон было выделено 11,9 млн. руб.
К настоящему времени проведены работы по демонтажу двух технически неисправных кранов, что позволило снизить и перераспределить нагрузку на причальное сооружение и очистить подкрановые пути. Восстановительные работы были проведены во избежание остановки порта и срыва сроков доставки горюче-смазочных материалов, продуктов питания и товаров первой необходимости для жителей Диксона.
Порт Диксон, который является самым северным в России и единственным в Карском море, функционирует с 1941 года. Располагается на берегу уникальной закрытой глубоководной бухты, которая позволяет круглый год принимать суда и ледокольный флот. В настоящее время грузооборот порта Диксон составляет 11,5 тыс. тонн в год.
Источник: Арктика-Инфо
••• 11.09.12 Shell остановила из-за льда бурение на шельфе Аляски.
Нефтегазовая компания Shell из-за льда остановила бурение на шельфе Аляски, начатое всего день назад впервые за последние 20 лет, сообщает "Ассошиэйтед Пресс".
Бурение было прекращено в качестве меры предосторожности и будет возобновлено после того, как лед продвинется дальше. По словам представителя Shell Alaska Куртиса Смита (Curtis Smith), перерыв может продлиться пару дней или даже больше.
Shell начала бурение в Чукотском море в воскресенье 9 сентября впервые более чем за два десятка лет после устранения всех административных барьеров и получения необходимых разрешений.
У компании есть очень мало времени в связи с начинающимся ледовым сезоном. Крайний срок для бурения компанией двух скважин - 24 сентября в Чукотском море и 31 октября в море Бофорта, после этих дат процесс будет затруднен заледенением участков.
Изначально компания, потратившая уже 4,5 миллиарда долларов на приготовления для начала добычи нефти в Арктике, была намерена добиться разрешения на бурение пяти скважин, однако вынуждена изменить планы из-за задержек, связанных с установкой Arctic Challenger.
Проект нефтегазового гиганта встречает препятствия также из-за критики экологов, выступающих против бурения в регионе из-за угрозы разливов нефти.
Источник: Oilru
••• 10.09.12 Первое судно с мороженой красной рыбой в летней навигации 2012 года прошло по трассам Северного морского пути.
9 сентября рефрижератор Skyfrost (судовладелец Laskaridis ship.LTD) с 8265 тонн мороженой рыбопродукции сообщил о достижении Мыса Желания. На трассе СМП судно, проводку которого обеспечивал атомный ледокол "Ямал" Росатомфлота, провело 8,5 суток. В своей телеграмме капитан Марчук выразил благодарность всем, кто помогал судну в прохождении по Севморпути.
Кроме "Ямала", на трассах Северного морского пути сейчас работает атомоход "50 лет победы". Под его проводкой трассу прошел танкер STI Harmony компании Scorpio Ship Management с 61401 тонн газоконденсата ОАО "Новатэк", направляющийся в порт Китая, а также танкер SCF Amur ОАО "Совкомфлот" с 44 133 т мазута, двигающийся в Сингапур. Средняя скорость танкеров на трассе СМП составила 12,8 узлов, а период нахождения на Севморпути – 8,2 суток.
Проводку по СМП сейчас завершает танкер Marinor компании Marinvest с 60992 тоннами газоконденсата ОАО "Новатэк". Судно направляется в Южную Корею. Его также проводит а/л "50 лет Победы". Также на трассе СМП под проводкой атомоходов Росатомфлота сейчас находятся буксировочное судно "Тумча", ТУБ "Небула" и танкер "Святой Павел" ООО "Морской стандарт" с 9255 т дизельного топлива.
На сегодняшний день по трассам Северного морского пути прошли 22 различных судна. Тринадцать из них проследовали с Запада на Восток, 9 – в обратном направлении. Объем грузоперевозок - 749706 тонн различных грузов. Напомним, в прошлом году навигация транзитных судов завершилась в ноябре, по Севморпути провели 34 различных судна, объем грузоперевозок составил 820789 тонн.
Источник: Росатомфлот
••• 10.09.12 ААНИИ начинает высокоширотную морскую экспедицию "Арктика – 2012" на борту атомного ледокола "Россия".
8 сентября Высокоширотная морская экспедиция "Арктика-2012" Арктического и антарктического научно-исследовательского института на борту атомного ледокола "Россия" ФГУП "Атомфлот" отошла от причала порта Мурманск и направилась к дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс-39", которая находится на южной периферии Канадской котловины Арктического бассейна в координатах 84,1 гр. с.ш. 95,7 гр. з.д.
Основные задачи экспедиции – снятие дрейфующей станции "Северный полюс – 39", работающей с 1 октября 2011 года, высадка и развертывание очередной юбилейной дрейфующей станции "Северный полюс – 40", проведение попутных метеорологических и океанографических исследований. Возглавляет экспедицию начальник Высокоширотной арктической экспедиции – Соколов В. Т.
На борту атомного ледокола "Россия" находятся морская экспедиция и состав дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс – 40" с научным оборудованием и грузами, необходимыми для жизнеобеспечения станции в течение года, авиагруппа с вертолетом.
Экспедиции предстоит решить сложную задачу по выбору льдины, пригодной для развертывания новой дрейфующей станции. С этой целью будут использованы данные спутниковых наблюдений и авиаразведки, в том числе, с помощью беспилотных летательных аппаратов. Окончательное решение будет принято на основе данных прямых измерений характеристик льдины, которые предстоит выполнить специалистам с высадкой непосредственно на лед.
Начальником новой дрейфующей научно-исследовательской станции "Северный полюс – 40" назначен опытный полярник, сотрудник ААНИИ Фомичев Н.И., имеющий большой опыт работы в арктических и антарктических экспедициях. В соответствии с программой научных наблюдений, персоналу станции в течение года предстоит продолжить работы в области метеорологии, аэрологии, океанографии, физики льда и ряда других научных дисциплин на естественной природной платформе – дрейфующей в Северном Ледовитом океане льдине. Персонал станции насчитывает 16 исследователей и технических специалистов.
Источник: ААНИИ
••• 07.09.12 8 сентября атомоход "Россия" выйдет в рейс для обеспечения смены полярников на станции СП-39.
Состав новой высокоширотной станции "Северный полюс - 40" полностью укомплектован, его численность – 16 человек. По сообщениям Арктического и антарктического научно-исследовательского института, главной задачей полярников в начинающемся исследовательском сезоне станет продолжение мониторинга состояния природной среды в Арктическом бассейне.
Источник: ААНИИ
••• 07.09.12 На "Приразломной" началась приемка систем первой пусковой очереди.
Приемочная комиссия заказчика, инвестора и федеральная надзорная служба побывали на МЛСП, проверив готовность оборудования к бурению.
В составе проверяющих представители компаний "Газпром нефть шельф", "Газпром безопасность", "Газпром нефть", "НГБ-Энергодиагностика" и другие.
На Севмаше они ознакомились с исполнительной документацией, а затем побывали с инспекцией на платформе "Приразломная" в Баренцевом море.
Комиссия провела приемку основных систем, обеспечивающих выполнение буровых работ. Состоялась презентация, которую провели представители завода. На платформе еще не завершены приемо-сдаточные испытания по методикам, разработанным проектно-конструкторским бюро Севмаша.
Севмаш предъявил приемочной комиссии системы контроля за качеством материалов и конструкций, организации и контроля процесса сварки, управления проектными решениями. Проверяющие также ознакомились с работой систем водяного и пенного пожаротушения, грузоподъемного оборудования, пара, аварийной электростанции, осмотрели вертолетную площадку и многое другое.
Как отмечает начальник производства морской техники для нефтегазодобычи и гражданского судостроения Севмаша Валерий Бородин, из 31 системы, предъявленной комиссии, принято 24. По остальным вынесены замечания, которые будут устранены в ближайшее время. Предполагается, что следующий раз комиссия посетит "Приразломную" в конце сентября. А решение о начале бурения будет принято после полного предъявления систем и комплексов первой пусковой очереди.
Источник: ОАО "ПО "Севмаш"
••• 06.09.12 "Черноморнафтогаз" запустил в промышленную эксплуатацию Одесское месторождение.
ГАО "Черноморнафтогаз" запустило в промышленную эксплуатацию Одесское месторождение природного газа на шельфе Черного моря. Команду на запуск дал с главной диспетчерской "Укртрансгаза" в Киеве Президент Виктор Янукович.
Вслед за этим было запущено в эксплуатацию новое газовое месторождение в Полтавской области с запасами около 8 миллиардов кубических метров и планируемым объемом добычи 320-350 миллионов кубических метров в год.
Украина планирует установить пять буровых вышек для добычи газа на шельфе Черного моря. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что Украина планирует 1 ноября этого года получить вторую самоподъемную буровую установку (СПБУ) "Независимость" в дополнение к уже работающей "Петро Годованец", а впоследствии довести их общее число до пяти. "Первого ноября получаем вторую буровую и сразу ставим на соседнее месторождение. Всего планируем установить пять – у нас 18 месторождений", - сказал он.
Буровая установка "Независимость" может работать на глубине до 120 метров и бурить скважины на глубину до 9 километров. СПБУ класса B производства Keppel FELS, к которому принадлежат украинские "Петр Годованец" и "Независимость", имеют длительный срок эксплуатации и минимальные объемы вредных выбросов. В этом году Украина закупила две СПБУ для разработки газовых месторождений на черноморском шельфе.
Прогнозный ресурс Прикерченского участка шельфа Черного моря составляет около 70 млрд куб. м природного газа и более 70 млн т нефти.
Источник: Geonews
••• 05.09.12 "Газпром добыча шельф" выбрала подрядчика для проведения сейсмических исследований на дополнительном участке акватории Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.
Подрядчиком выбрано ОАО "Морская арктическая геологоразведочная экспедиция" (МАГЭ). Работы должны быть проведены до декабря 2012 года. Ранее главный геолог МАГЭ Сергей Шкарубо представил 5-летний план работы компании, в который входило исследование Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Исследования будут проведены для выявления мелкозалегающих газовых линз в составе инвестпроекта "Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. 2 и 3 фазы", говорится в материалах компании "Газпром добыча шельф".
ОАО "МАГЭ" - одна из организаций, выполняющих государственный заказ Роснедр по геологическому картированию шельфа Арктики. Компания основана в 1972 году с целью изучения новых нефтегазоносных провинций Арктического шельфа.
ООО "Газпром добыча шельф" (100%-е дочернее общество ОАО "Газпром") является оператором II и III фаз освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Оператором I фазы освоения Штокмановского месторождения, рассчитанной на 25 лет, является компания Shtokman Development.
Источник: Арктика-Инфо
••• 05.09.12 Танкер Совкомфлота SCF Amur за неделю прошел Севморпуть.
Танкер SCF Amur Совкомфлот 3 сентября прошел траверз мыса Дежнева, тем самым завершив плавание по трассам Северного морского пути с грузом 44 тыс. тонн нефтепродуктов ОАО "Газпромнефть". Как сообщает пресс-служба Совкомфлота, длительность перехода по СМП составила 7 суток. Средняя скорость танкера при проходе по арктическим трассам – 12,5 узлов.
SCF Amur типоразмера MR дедвейтом 47 тыс. тонн ледового класса Ice-1А (Arc4) шел в составе каравана под проводкой атомного ледокола "50 лет Победы". Плавание проходило преимущественно в условиях ограниченной видимости при относительно благоприятных ледовых условиях. В настоящее время танкер вышел на чистую воду и продолжает движение до порта выгрузки в Юго-Восточной Азии.
Текущий рейс выполняется в рамках действующих долгосрочных соглашений о сотрудничестве ОАО "Совкомфлот" и ОАО "Газпром". Для Совкомфлота это уже четвертый сквозной рейс из Атлантики в Тихий океан через Арктику.
Техническая организация рейса танкера SCF Amur осуществлена на высоком профессиональном уровне компанией "СКФ Юником" и специалистами главного офиса ОАО "Совкомфлот" при взаимодействии с государственными структурами. Прибытие танкера в порт назначения планируется во второй половине сентября.
Источник: Portnews
••• 04.09.12 Экспедиция "Севморгео" начнет бурение шельфа в Арктике 7 сентября.
Бурение и отбор проб донных пород на хребте Менделеева в Арктике начнется 7 сентября, рассказал журналистам заместитель главного инженера ФГУНПП "Севморгео" Юрий Кузьмин.
Дизель-электрические ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон" вышли в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике в начале августа. Бурение и отбор проб необходимы для того чтобы доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу и предоставить эти результаты в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году. "Диксон" оборудован буксируемой сейсмической косой, а "Драницын" - буровой установкой донного базирования.
"Мы планируем начать бурение с 7 сентября. Начнем ориентировочно на 81-82 градусе северной широты и на 180-м градусе восточной долготы. При этом работы по бурению и сейсмическому профилированию будут проводиться параллельно - "Капитан Драницын" и "Диксон", выйдя из льдов, разделятся", - пояснил Кузьмин.
Он напомнил, что силами ВМФ России к месту бурения будет доставлен глубоководный обитаемый аппарат, который поможет ученым определить места выхода скальных пород. Управлять аппаратом будут военные специалисты, которые произведут видеосъемку поверхности дна и определят толщину осадков с помощью профилографа.
Сейчас сейсмические работы экспедиции проводятся на 83 градусе северной широты и 174 градусе восточной долготы. "Диксон" завершил проход с буксируемой косой над поднятием Менделеева (общая протяженность этого профиля - 1300 километров), и теперь ему предстоит пересечь эту линию в самой северной и в самой южной точке (два профиля по 300 километров).
"Сейчас как раз переходим на секущий профиль, самый северный. "Диксон" идет в сопровождении "Капитана Драницына", лед сплоченностью 7-8 баллов, попадаются и многолетние льды. Бывает, что "Драницын" для "Диксона" буквально прорубает путь", - сказал Кузьмин.
Работы с сейсмической косой планируется завершить 24 сентября. Аварий и происшествий в ходе экспедиции не было, обрывов косы не происходило, подчеркнул Кузьмин. Материалы профилирования, полученные на "Диксоне", оперативно пересылаются на борт "Капитана Драницына", где находится группа обработки данных. Контрольные материалы с "Драницына" отправляют в Петербург и в Минприроды.
Источник: Geonews
••• 03.09.12 В Охотском и Японском морях открыты крупные месторождения газогидратов.
Ученые из состава международной экспедиции открыли два новых месторождения газогидратов в Охотском и Японском морях, а также обнаружили самый высокий в мире подводный поток пузырей метана, сообщил журналистам руководитель экспедиции, заведующий отделом геологии и геофизики Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения (ТОИ ДВО) РАН, доктор геолого-минералогических наук Анатолий Обжиров.
Международная экспедиция на научном судне "Академик Лаврентьев" отправилась из Владивостока на Сахалин 7 августа для изучения и поиска новых месторождений газогидратов. Впервые подобные исследования проводились также в Японском море. В составе экспедиции - ученые ДВО РАН, восемь японских и два южнокорейских специалиста.
Ученые предполагают, что скопление газогидратов здесь может говорить о близких нефтегазовых залежах. Более детальное исследование этой зоны станет одной из задач подобной международной экспедиции, которая уже запланирована на 2013 год.
"Целая провинция газогидратов обнаружена также в Татарском проливе, здесь найдено сразу 43 выхода метана. До этого в этих районах поиски месторождений нефти и газа велись только на шельфе. Наше открытие - возможный индикатор нефтегазовых залежей на склоне пролива. На будущий год мы планируем детально рассмотреть и этот район", - подчеркнул Обжиров.
Исследования месторождений газогидратов проводит Океанологический институт ДВО РАН уже в течение нескольких лет. При этом ученые часто обнаруживают новые зоны с аномально высокими концентрациями метана и газогидратов.
Газовые гидраты - кристаллические соединения, образующиеся при определенных термобарических условиях из воды и газа. Гидраты газа внешне напоминают спрессованный снег и могут гореть. Благодаря своей структуре единичный объем газового гидрата может содержать до 160-180 объемов чистого газа, он легко распадается на воду и газ при повышении температуры.
В 1960-е годы советские ученые обнаружили первые месторождения газовых гидратов на севере СССР. С этого момента газовые гидраты стали рассматривать как потенциальный источник топлива.
Источник: Geonews
••• 31.08.12 Окончательного решения об остановке Штокмана не принято, - Total.
Окончательного решения о приостановке Штокмановского проекта его участниками не принималось, сообщает агентство MarketWatch со ссылкой на заявление французской компании Total SA, оказавшееся в его распоряжении.
В среду агентству "Прайм" сообщили в ОАО "Газпром", что принятие инвестиционного решения по Штокмановскому проекту, которое уже откладывалось несколько раз, вновь перенесено на неопределенный срок.
"Мы хотели бы подчеркнуть, что никакого решения отложить Штокмановский проект не было", - говорится в заявлении Total.
По неофициальным данным, дальнейшую судьбу проекта его участники, среди которых, помимо "Газпрома" и Total находится также норвежская Statoil, обсудят на встрече 4 сентября. Акционерное соглашение по Штокману истекло 1 июля. В соответствии с этим документом, доля "Газпрома" в проекте составляла 51%, французской Total - 25%, норвежской Statoil - 24%. По неофициальной информации, в проект может войти англо-голландская Shell. По данным на начало июля Statoil передала свою долю в проекте "Газпрому". Планировалось, что передача доли Total будет обсуждаться на встрече участников 30 августа, но она была перенесена на 4 сентября.
Между тем, Total признала, что участники проекта считают его слишком затратным для реализации на данном этапе и производят анализ технических деталей для того, чтобы сделать его экономически целесообразным. В конце июля финдиректор французской Total Патрик де ля Шевардье говорил, что французская компания очень заинтересована в этом проекте, но в части его реализации все еще есть неразрешенные вопросы.
Источник: АЭИ "ПРАЙМ"
••• 30.08.12 "Роснефть" и Statoil подписали соглашения об освоении шельфа.
"Роснефть" и норвежская Statoil подписали соглашения о разработке четырех месторождений нефти: шельфовых участков Персеевский в Баренцевом море и Кашеваровский, Лисянский, Магадан-1 в Охотском море. Об этом сообщается в пресс-релизе "Роснефти".
В соответствии с соглашениями, в каждом из четырех совместных предприятий, созданных для освоения участков, "Роснефть" получает 66,67 процента акций, Statoil - 33,33 процента. Норвежцы выделят деньги на геологоразведку, в том числе на бурение шести поисковых скважин в 2016-2021 годах. Совокупные прогнозные запасы четырех месторождений составляют около 1,8 триллиона кубометров газа и двух миллиардов тонн нефти.
Statoil стала новым иностранным партнером "Роснефти" в мае этого года. Тогда стороны подписали соглашение, в соответствии с которым российская компания получила возможность участвовать в проектах Statoil в Северном море и норвежской части Баренцева моря.
После подписания соглашения тогдашний глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов заявлял, что на геологоразведку четырех участков в Охотском и Баренцевом море будет потрачено около 2,5 миллиарда долларов.
Также "Роснефть" и Statoil в конце июня подписали соглашение, в соответствии с которым норвежцы получат долю в пяти участках на Ставрополье. Statoil, как уточнял глава "Роснефти" Игорь Сечин, предложила взамен действующее месторождение.
Источник: Lenta.ru
••• 21.08.12 "Газпром нефть шельф" проверил состояние разведочных скважин Приразломного нефтяного месторождения.
В соответствии с лицензионными обязательствами на право пользования недрами Приразломного НМ ООО "Газпром нефть шельф" провело очередной мониторинг состояния разведочных скважин Приразломного месторождения, сообщает пресс-служба компании.
В Печорском море недалеко от МЛСП "Приразломная" специалисты-подводники провели осмотр состояния устья разведочных скважин на предмет отсутствия утечек углеводорода, межколонных проявлений и грифонов, исследовали приустьевую территорию. Дно в районе устья скважин оказалось ровным и песчаным, предметов, представляющих навигационную опасность, обнаружено не было.
Источник: RusEnergy
••• 16.08.12 Роснефть начала геологоразведочные работы в Печорском море.
ОАО "НК "Роснефть" приступило к поисково-разведочным работам в Печорском море на Южно-Русском лицензионном участке.
Сейсмические исследования 3D на площади 1,2 тыс. кв. км выполняют три полевых геологоразведочных партии ГНЦ ФГУГП "Южморгеология". Для проведения работ задействованы научно-исследовательские суда "Южморгеология", "Искатель-5", теплоходы "Выборгский", "Петроградский" и около 20 вспомогательных судов. Полевые работы продолжатся до октября 2012 г.
Источник: Geonews
••• 11.08.12 Норвежская Statoil передала "Газпрому" свою долю (24%) в компании Shtokman Development, которая является оператором проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения.
После передачи пакета глава Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент по региону Европы и Азии Statoil Кюдланд Торгейр вышли из состава совета директоров Shtokman Development.
Total пока не передала свои акции (25%). На 30 августа назначено собрание акционеров Shtokman Development, на котором будет ставиться вопрос о возврате акций французским партнером.
Рамочные соглашения по проекту действовали до марта 2012 года, но партнеры решили продлить их действие до 1 июля. Кроме того, поскольку акционеры не достигали желаемых экономических параметров доходности, было решено сжижать не половину, а почти 100% добываемого газа и поменять бизнес-модель проекта. По условиям соглашений, если окончательное инвестиционное решение по Штокмановскому проекту не принято до конца их действия, то Газпром имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в Shtokman Development. В июле норвежская Statoil и французская Total должны были передать свои доли в проекте "Газпрому".
В конце июля финдиректор французской Total Патрик де ля Шевардье говорил, что окончательное решение по формату реализации проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море остается за Газпромом. Он подчеркнул, что французская компания очень заинтересована в этом проекте, но в части его реализации все еще есть неразрешенные вопросы.
В середине июля глава ОАО "Газпром" Алексей Миллер заявлял, что ожидает завершения консультаций по формату реализации проекта разработки Источник: Geonews
••• 03.08.12 Япония изучает возможность использования Северного морского пути для доставки грузов в Россию и страны Европы.
3 августа японское министерство транспорта и представители компаний, занимающихся морскими грузовыми перевозками, проведут первое заседание совместной комиссии по данному вопросу.
Использование Северного морского пути вместо традиционного маршрута через Суэцкий канал позволит, по оценке властей, сократит расходы на грузовые перевозки примерно на 40%. К тому же расстояние от порта Йокогама до Роттердама сократиться с 21 тыс. км до 13 тыс. км.
Японскиий бизнес давно проявляет интерес к Севморпути в связи с улучшением условий мореплавания. В сентябре этого года японская метеорологическая компания Weather News планирует запустить спутник WNISAT-1 для мониторинга погоды на Северном морском пути. Этот аппарат позволит определить, достаточно ли воды свободны ото льда для движения по пути крупных грузовых судов.
Источник: Portnews
••• 02.08.12 Ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон" выйдут в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике 2 и 3 августа из Мурманска и Киркенеса соответственно.
Об этом рассказал заместитель главного инженера ФГУНПП "Севморгео" Юрий Кузьмин. "Всё необходимое оборудование было завезено в Мурманск и Киркенес, но есть задержка буквально на двое суток по его монтажу. Таким образом, мы рассчитываем, что второго августа "Капитан Драницын" выйдет из Мурманска, а третьего – "Диксон" из Киркенеса. Они встретятся у Мыса Желания (северная оконечность архипелага Новая Земля) и отправятся к месту проведения работ", - рассказал журналистам Юрий Кузьмин.
Ледокол "Диксон" будет оснащён буксируемой сейсмической косой, а на "Драницыне" будет средство пробоотбора, в том числе буровая установка донного базирования. В августе специалисты экспедиции проведут сейсмические работы, а в сентябре начнут бурение и отбор проб коренных донных пород на шельфе. Завершение экспедиции запланировано на конец сентября - начало октября. Начальник экспедиции - заместитель директора по геоэкологии "Севморгео" Олег Корнеев.
"Дальше 82-83 градуса северной широты забираться не будем и очень рассчитываем, что ледовая обстановка будет особенно благоприятной для работы с буксируемой сейсмокосой. Будем информировать о ходе работ Минприроды", - подчеркнул Кузьмин.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра. Главным исполнителем ранее выступал ГНИНГИ совместно с ААНИИ, Росатомфлотом, ОАО "Севернефтегаз", ОАО "Гидро-Си", ФГУП "ВНИИОкеангеология", ЗАО "Газавиа" и компанией ION-GXT, предоставившей уникальное оборудование для НИС "Академик Федоров".
В этом году упор будет сделан на бурение - ФГУНПП "Севморгео", входящее в состав Роснедр, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.
Источник: Geonews
••• 01.08.12 ППБУ "Полярная звезда" приступила к работам в Охотском море.
Плавучая полупогружная буровая установка "Полярная звезда" (ППБУ) приступила к выполнению работ на Киринском газоконденсатном месторождении, входящем в состав перспективного нефтегазового проекта Сахалин-3.
На точку бурения в Охотском море установка доставлена из порта Холмск в сопровождении траспортно-буксирных судов ООО "Газфлот" - "Сатурн" и "Нептун".
К настоящему времени выполнена балластировка и позиционирование ППБУ, идут подготовительные работы к монтажу подводной фонтанной арматуры.
Источник: пресс-служба ОАО "Газфлот"
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19]